Удивительно, какой широкий диапазон мнений и отношений к себе собрал такой линейный и одноклеточный жанр кино, как «американская комедия». От «уж мы их душили-душили», и вплоть до поисков (местами — уместных, местами — не очень) глубинных истин, замаскированных метафор и отсылок.
Циники и люди несдержанные подходят к вопросу без лишних реверансов и ничтоже сумняшеся втаптывают в грязь очередную поделку, озаряя своим сияющим слогом, аки мечом огненным, форумы и специализированные сайты, низводя до уровня плинтуса режиссера вместе со всей съемочной группой.
Более мягкосердный же зритель, к примеру, погладит болезный экспонат по головушке квадратной, — возьмет, да и совершит гражданский подвиг, досмотрев фильм до конца. И да откроется ему истина.
«Операция “Дельта Фарс”» глупа, абсурдна и откровенно нелепа. Однако, вся соль ситуации как раз в этом и заключатся: режиссер, сознательно злоупотребляя буффонадой в кадре, изначально позиционирует фильм как комедию на грани разумного. Бредом дышит каждый кадр: начиная со знакомства зрителя с тремя друзьями-неудачникам, отправляющимися на военные сборы «на уикенд», и заканчивая именем главного злодея (Карлос Сантана — пожалуй, это хит «злодейских» имен).
Касаясь характеров основных действующих лиц, нельзя не пройтись по пункту «актерская игра» — обязательному в нашей сегодняшней программе. Как ни странно, по данному вопросу фильм можно, и даже нужно, называть ужаснейшей халтурой… и, вместе с тем, это — одна из сильнейших его сторон. Как такое возможно? — все предельно просто. Достаточно представить себе Дэнни Трэхо — человека-Мачете и просто персонального любимца Роберта Родригеса — в роли Карлоса Сантаны («нет, не того Карлоса Сантаны!») с надрывом и фальшью, но не без удовольствия воющего в караоке “I Will Survive”, и все точки над «Ё» будут мгновенно расставлены.
Комедия положений, — как водится, на остро-актуальную политическую тему (о войне в Ираке) — вскрывая свою подлинную суть где-то на середине хронометража, внезапно превращается в обещанный фарс — достойный (если этот эпитет вообще уместен в отношении фарса) и умело снятый.
Оговорка первая: не стоит от словосочетания «умело снятый» ожидать фантастических ракурсов, обилия спецэффектов и мегатонн пиротехники (из взрывов за фильм вообще были отмечены только один колодец да один старенький «Шерман»). Вообще, ожидать не стоит ровным счетом ничего — владельцы вшитых в череп тумблеров “Brain On/Off” на сеансе почувствуют себя, аки рыбы в воде.
Однако — оговорка вторая — чтобы понять подлинный смысл большей части юмора, нужно быть, как минимум, американцем. Как максимум, нужно быть умным американцем, — но это уж днем с огнем (в тон лейтмотиву картины). Дело в том, что, при всей своей абсурдности, фильм успешно ходит по минному полю остросоциальных проблем, вроде американо-мексиканских отношений или все той же войны в Ираке (равно как и любой другой страны, в которой есть нефть).
Словом, забудьте страшное слово «атмосфера», выкиньте все представления об актерской игре, отключите рецептор, отвечающий за восприятие и насыщение организма «художественной ценностью» — все равно, ничего из вышеперечисленного на сеансе вам обнаружить попросту не удастся.