Сложно сказать в какой именно момент, но это случилось сравнительно недавно — в сознании произошел какой-то излом, после которого обыкновенные сказочные истории с жутковатой начинкой и победой добра над злом перестали интересовать зрителей. Андерсен и Пушкин сброшены с корабля современности. В том ли дело, что все сюжетные ходы в сказочных историях выверены и предсказуемы, в том ли, что сказочные кинофильмы до боли похожи друг на друга, не известно. Обыкновенные сказки перестали работать и всё тут. Средневековый романтизм безвозвратно утерян.
Сегодня зритель хочет смотреть сказку «с приколами». Приколы могут быть разными, но без них — никуда: «Братья Гримм», «Десятое королевство», «Шрек», да те же «Пираты Карибского моря» — просто напичканы разными шуточками, пародиями и ссылками на современность. Вот и «Звездная пыль» вполне органично вписывается в эту развеселую компанию востребованного волшебства.
Король волшебной страны (Питер о’Тул), чтобы устроить испытание своим немногим оставшимся в живых наследникам, посмертно зашвыривает в небо фамильный кулон, который так увесист, что сбивает по пути небесное светило. Звезда оказывается прелестной девушкой (Клер Дэйнс), падает в сказочный лес и там образуется кратер наподобие того, что остался после тунгусского метеорита. Как в волшебной стране, так и в обыкновенном Застенье (оно же Англия) падающие звезды большая редкость. На поиски красавицы-звезды, подцепившей кулон, отправляется целая куча народу: наивный юноша, от которого требуется доказательство вечной любви (Чарли Кокс), двое наследников трона, прознавших о том, что кулон находится у кокетливого светила, и ведьма, рассчитывающая заполучить вечную молодость, вынув из звезды ее сердце (Мишель Пфайффер).
Тут-то и начинается сплошная погоня со сменой лидеров и постепенным выбыванием наименее удачливых участников. Гонки на авто всем давным-давно приелись, да и сложно сделать двухчасовое ралли увлекательным. Совсем другое дело, если погоня происходит в лесах и горах, а преследование ведется на козлах, единорогах, цеппелинах и черных скакунах. Двухчасовая свистопляска смотрится на едином дыхании, но отнюдь не из-за главной сюжетной линии.
Если то, что происходит с наивным юношей и прекрасной звездой, более-менее ясно с первых минут фильма, хотя и тут есть масса нюансиков, то вот какие именно чудаки попадутся им на пути — заранее никак не скажешь. Капитан небесного корабля и ловец молний Роберт де Ниро, появляясь в небольшом эпизоде, захватывает внимание и сразу очаровывает публику настолько, что его следующее появление в кадре буквально срывает аплодисменты. Мертвые принцы, ранее претендовавшие на престол, издалека следят за развитием событий и, как полагается зрителям, постоянно отпускают едкие комментарии. Провинциальный парень, превращенный в девушку, с интересом наблюдает за звездой, принимающей ванну и так далее, и так далее.
Основная же претендентша на звездное сердце (ведьма в исполнении Пфайффер) настолько обворожительна в своем помолодевшем виде, что порой ловишь себя на мысли — ну его этот хеппи-энд: дайте подольше посмотреть на прекрасную женщину-блондинку, покорившую Голливуд, без страшного грима!
Надо сказать, что все актеры в картине подобраны тютелька в тютельку: полусумасшедшая и совершенно неземная звезда в исполнении Дэйнс предельно правдоподобна, ведьма которая все отдаст лишь бы выглядеть неотразимо — идеальная роль для Мишель Пфайффер, а Роберт де Ниро в роли капитана корабля, у которого есть свои странные причуды — тот и вовсе выше всяких похвал. Вероятно, на съемках было сплошное развеселье, когда актерам позволяется просто веселиться перед камерой, и это отлично работает.
Детей же младше 12 лет на «Звездную пыль» пускают только в сопровождении родителей. Оно и понятно — кто ещё разъяснит любознательному подрастающему поколению значение слова «голубок», применительно к мужчине. Хотя современные подростки, по моим наблюдениям, нуждаются в подобных беседах лет до восьми.
Комментарий редактора: «Звёздная пыль» это как раз тот самый случай, когда возрастная привязка целевой аудитории фильма в итоге полностью определяет не только жанр, но и качество получаемого на-гора продукта. Что ни говори, за пределами круга интересов Питера Джексона современное кино-фэнтэзи закругляется на детско-подростковой тематике со всеми вытекающими отсюда последствиями, недавно нашедшими концентрированную форму в фильме «Эрагон» — общая подростковость, помноженная на чудовищную вторичность, пусть и разбавленная шикарной, но одинокой в кадре драконихой, вот реальность, данная нам в ощущениях. Не вдаваясь в детали творчества той же Джоан Роулинг, её экранизации точно так же не несут самостоятельной художественной ценности, являясь чисто продюсерским продуктом, меняющим от фильма к фильму режиссёров, как перчатки. Глядя на эти сентименты юных борцов бобра с козлом, иногда так хочется чего-то взрослого, что зубы сводит.
Именно в этом смысле «Звёздная пыль» — неожиданно промелькнувший свет в окошке. Тут свежие сценарные ходы, по-настоящему сказочная атмосфера (без этой, знаете, чернокнижкой нео-готики под сиротскую латынь), необычные персонажи, очень недетские шутки с возмутительно сексуальным подтекстом и группа говорящих чёрно-белых трупов в кадре, один даже с топором в голове. И самое главное — ненатужная, естественно возникающая приключенческая атмосфера и такое же волшебство со спецэффектами, не потому что «экспекто патронум, без этого никак», а потому что вот здесь оно необходимо по логике повествования, а вот тут мы сделаем зрителю красиво, аж закачаешься.
Ну и актёрская команда, не вымученно разыгрывая по многолетнему контракту «романтический поцелуй» или «встречу любимого крёстного», а действительно явственно живущая на съёмочной площадке и изрядно там же веселящаяся — тоже штука, которую не подделаешь, и зритель это чувствует, не забывая наградить происходящее на экране баловство порцией аплодисментов, что нынче в наших кинозалах ох какая большая редкость.
Мэттью Вон сумел совершить невозможное, кажется, он сломал все стереотипы сказочного фэнтэзи, позабыв даже толком нарисовать главзлодея со Зловещим Пыхом. В итоге у него все персонажи хороши, выбирай на вкус. Что нынче ещё большая редкость.