Казалось бы сюжетная линия нового фильма Говорухина — сущая безделица, простенькая и непретенциозная, но это тот редкий случай, когда зритель получает именно то, чего и ожидает — ни больше, ни меньше.
Анечка (Добровольская) и Мусечка (Аронова) — соседки и закадычные подруги. Анечка не то чтобы успешна, но она и не ропщет. Мусечка раскладывает пасьянсы на будущее, а там король бубновый, да успехи большие. Но не карты занимают наших кумушек, их прельщает совместное распитие водки, разговоры и душевные песни. Поэтому, когда муж Мусечки Кот (Певцов), приглашает в гости одноклассника и ученого Викентия (Степанов) — прекрасные женщины решают его немедленно охомутать и женить на Анне. Жених-то он видный — паразитолог с большим будущим, собирающийся уехать работать в Испанию. Что самое смешное, им это удается. А что самое удивительное — в этом не видишь ничего надуманного. «Артистка», несомненно, выше по уровню, чем те фильмы, которые в изобилии транслируются по телевизору. Другое дело, что смотреть его было бы приятнее, поедая плюшки с чаем.
Наконец-то народные наши артисты выступают в органичных ролях, не выделывая ничего противоестественного, а Станислав Говорухин ставит добротную такую, крепко сбитую комедию положений. Разумеется, он традиционно ссылается на бедственное и алкоголическое положение дел в нашем театре (см. «Дура», «Тупой жирный заяц»), но при этом выгодно отличается от вышеперечисленных образчиков.
Каждый актер в «Артистке» находится на своем законном месте: Евгения Добровольская, например, не играет роковых женщин со сложной судьбой (оставивших сына в детском доме, а потом, наблюдающих за ним), а спокойно существует в роли среднестатистической театральной актрисы с неустроенной личной жизнью. Глаза ее то ли слезятся, то ли наполняются слезами с пугающей частотой, поэтому немного удивляешься, когда она вдруг не может заплакать на кинопробах у молодого сериального режиссера (Федор Бондарчук).
Мария Аронова исполняет роль рачительной хозяйки, которая суетится вдоль и поперек квартиры, изготовляя до боли знакомые гарниры к водочке и ненавязчиво повторяя: «Я четвертый раз замужем и опять счастливо». И когда она научает Анну, как поправлять на тарелке кусочки колбасы или моет арбуз в раковине, зал выдыхает с умилением. На Абдулова в роли соседа умельца, расхаживающего по квартире в спортивных штанах и майке — приятно смотреть, после всех этих невозможных супергероев и суперзлодеев, которых он сыграл в недавних телефильмах. Что уж и говорить про предельно комичного Степанова, который гнусавит, кривляется, медленно соображает, носит смешные круглые очки, напивается и уходит на улицу в белых тапочках с зайцами.
Широкий прокат этой комедии радует, редко когда прокатчики ставят не на подростков и молодежь, но и на зрелых людей. Давно на широких экранах не шло ничего такого, на что можно было бы пригласить маму или даже бабушку.
«Артистка» — вполне подходящее дэйт-муви для сорокалетних любовников или повод сходить в кино с родителями, доставив им удовольствие. Говорухин запросто мог бы перехватить слоган у СТС: «Тебе скоро 45, как жить дальше? Фильм «Артистка» смотри и учись!» Только вот, не стоит думать, что с таким же удовольствием можно сходить на этот фильм в одиночестве или с компанией друзей. Он бесконечно милый, но уже в середине начинаешь тосковать и непонимающе косится на зрителей, которые буквально каждое движение в кадре сопровождают грудным хохотком. Это, наверное, можно сравнить с посиделками в кругу ближайших родственников — очень приятно и хорошо, но не чаще чем раз в полгода.