Жанровое кино стремительным домкратом продолжает в отсутствие нормального мэйнстрима своим всё большим количеством заменять качество, то есть катастрофически мёртвый отечественный кинопроцесс. Если бодрая весна-лето этого года совместными голливудскими усилиями на время лишила нас возможности лицезреть этот массовый заплыв вживе, то с наступлением осени всё возвращается на круги своя, не проходит и недели, чтобы очередных один-два отечественных жанровых фильма не появилось на афишах.
Однако как водится, ложку фуа-гра не заменишь мешком картошки, отечественные комедии, психиатрические триллеры и лирические ретро-комедии редко бывают хвалимы, а зачастую прочно оседают в нижней половине зрительских рейтингов, потому что на фоне даже самых что ни на есть жанровых американских поделок выглядят «местами скудно, а местами — странно». Как и водится за полупрозрачными изобретателями, они — лишь эмуляция, знакоместо с указателем «здесь мог быть наш фильм».
Дебатируюмую нынче «Антидурь» чаша сия не миновала никоим образом. И ролик с патриотически-гомерическим уклоном, помноженный на специфическую убогую звукорежиссуру подобного рода творений, и постер с немудрящим слоганом в стиле деревенских балагуров про «дюже динамитную комедию», а также ничтоже сумнящаяся шутка про одного «очень похожего на» лоднонского олигарха в синопсисе — всё это, знаете, тоже не добавляло оптимизма.
К тому же, когда на пустом месте возникает искусственный ажиотаж, то фильмы начинают воленс-неволенс давить друг другу ноги. Ведь и наркоконтрольное кино уже было в лице «Мужского сезона», и иные патриотические запилы в целлулоидном формате нынче повод не для шуток да пародий, а для народного гнева. Что уж говорить о теме разного рода силовых ментов, она и помимо «Антидури» раскрыта на ТВ так неплохо (в том числе и в комедийном ключе), что впору повеситься.
Так может, создатели картины порадуют нас безумным драйвом, безмерным оптимизмом, отличными шутками, так что «клиент забудет про увсё на свети»? В принципе, и такое возможно, осталось понять, наш ли этот случай.
Первым (а для кого и последним) потрясающим открытием относительно «Антидури» является отсутствие у него… сценариста. Ни в одном из официальных пресс-релизов, равно как на оф-сайтах компаний и самого фильма нам так и не удалось отыскать эту загадочную фамилию. Зато там обнаружилось аж восемь под копирку повторяющихся продюсеров, вплоть до «музыкального», видимо, барышня договаривалась с Леонтьевым относительно «дельтаплан пел?», ибо других песен в фильме вроде бы и не звучит. А что же звучит?
В основном — тот самый сериальный звук, в пику которому иные маститые авторы серьёзных весовых категорий в последнее время так любят выкручивать громкость диалогов в сторону полной неразличимости произносимого, отчего вместо живости и глубокомысленности получается форменное мучение, которое можно исправить разве что раздачей перед сеансом либретто. И вот этим самым, предельно чётким и «микрофонным» звуком нам начинают с экрана шутить. В отсутствие сценариста получается эдакий своеобразный ситком, в котором комедия следует из произвольно придуманной ситуации в стиле «о чём вижу, о том и пою».
Просыпается наш герой с бодуна, сразу надо пошутить «тебя как зовут, красавица». Надо дочке героя сложить курочку-оригами, значит весь фильм герой будет носиться с этой курочкой и бить за её морду. Олигарх этот титульный — точно такой же произвол шоп було, как и весь остальной сюжет.
Ну ладно, пусть этот будет ситком а-ля рюс, в том же «Мужском сезоне» бывали шутки и попроизвольнее, однако там они хоть были уложены в одну канву и заряжены напалмом в виде великолепной операторской работы Марии Соловьёвой плюс харизмой совсем не примелькавшихся главгероев. Здесь же тандем Дюжев-Турчинский (барышня с постера в трёх сценах играет мебель) явно не понимают, чего бы такого сыграть. Заглядывают так в глаза режиссёру и серьёзно спрашивают: сегодня играть будем? Разводит руками режиссёр, нечего ему актёрам предложить, сценария-то нет.
Стоит ли говорить о таких убер-оригинальных сюжетных ходах, как чемодан денег (вариант — чемодан героина), который тот же Олег Степченко уже раскрыл по десятому разу и сейчас раскроет в одиннадцатый, а уж с этой гоп-компанией из параллельного сюжета про «оборотней в погонах» авторы дали такого петуха (да простят меня поклонники криминального арго), что закачаться можно. Господа, «Любовь-морковь» вышла полгода назад, и там тема смешных представителей криминалитета в бэк-вокале основной мелодии уже была раскрыта, и раскрыта была куда интереснее и самое главное смешнее.
В итоге мы имеем отнюдь не динамитную комедию, как нам обещали, а скорее такую одну из серий «Агента национальной безопасности», в которых Лёху и Андрюху заменили на Кошку и Велика, а начальников их поменяли на гром-бабу в исполнении Татьяны Догилевой. Всё в точности — один семейный, другой холостяк, один серьёзный, другой балбес-бабник, и операции всё время проваливают. По сути оригинален только герой Баширова в эпизоде, где он рассказывает про мучительные для него полугодичные вояжи по притонам. А в остальном — сериал и сериал, зачем-то урезанный до одной серии и выставленный в таком виде в прокатную сетку.
В этом свете бывает очень странно читать некоторые зрительские отзывы, в которых ведётся речь о смехе в зале. В нашем зале смеха не было. Вроде зрители такие же обычные, а вот какая незадача. Новый жанр несмешной комедии продолжает жить. Жалко одного — Дюжев и Турчинский правда могли зажечь в кадре. Но, видимо, не в этот раз.