Кто из нас бывал в Нью-Йорке? Наверное, немногие. Но все мы не раз видели его в «голливудском зазеркалье». Кинематографический Нью-Йорк — одна из многих великих иллюзий, которые подарило нам кино. Мы всегда попадаем туда с нашими любимыми героями, и кажется — знаем здесь каждый уголок. Вместе с юным Вито Корлеоне мы увидели статую Свободы; а вон в том огромном здании царствует Миранда Пристли: она как раз обдумывает, что в этом сезоне будут носить эгоцентричные мамочки с Манхэттена — такие, как миссис Икс (в чудесном исполнении Лоры Линни).
На улицах Нью-Йорка вы всегда можете чувствовать себя спокойно: днём вас защитит Джон Маклейн, а случись что ночью — на выручку обязательно придёт (прилетит) Питер Паркер. Так что, няни, не задумываясь, ведите своих подопечных в палеонтологический музей или катайтесь с ними в метро, или бегайте в парке — все суперкопы и супергерои спасают таких, как Энни Брэддок (добрых образованных «девушек с характером»).
Где-то здесь по своему любимому Манхэттену прогуливается и Вуди Аллен. Подобно человеку, который покупал передо мной билет в кинотеатр, он мог бы сказать: «Посмотрим, какая из Йоханссон няня». Уж не знаю, остался ли доволен тот зритель, а Вуди Аллен мог бы сказать: «На этот раз сенсации не случилось».
Кроме искренней радости за Йоханссон, которая стремится играть разноплановые роли и делает это весьма успешно, других особо сильных чувств фильм не вызывает. Конечно, смеёшься, когда Энни читает первое письмо миссис Икс, и сцена в ванной из того же эпизода — смешная. А вот диалог: «— Привет, я «Аня» — Вы няня?» вызывает скорее недоумённую улыбку, чем ту, что появляется после удачной шутки. И фраза «Я не всегда буду твоей няней, но мы навсегда останемся друзьями» настолько пафосна, что в ней не чувствуется ни капли трогательного сопереживания, которое, по задумке сценаристов, наверняка должно было «наполнять» эту реплику.
Многие критики и зрители надеялись услышать в фильме колкие сатирические нотки, которые они уловили, читая одноименную книгу. Острого юмора в бестселлере о высшем нью-йоркском обществе хоть отбавляй. А в картине трагикомический мир богатства и одиночества манхэттенских семейств, который изнутри исследует «засланный казачок» Энни, выписан весьма поверхностно. Большая часть событий разворачивается в шикарных интерьерах: они должны были бы создать атмосферу холодной роскоши и призрачного глянцевого счастья, но этого так и не произошло. В картине всё представляется каким-то наброском, сатирическим скетчем, отдалённо напоминающим серию «Секса в большом городе»: каждый член съёмочной группы — от костюмера до монтажёра — стремится к стилю, а получается лишь милая стилизация.
Создатели фильма странно отнеслись к истории: складывается впечатление, что за сценарием стоит нечто, где гораздо больше информации о происходящем на экране. В фильме всё как-то уж слишком пунктирно, кажется хорошо начатым, но незавершённым, словно оборванным на полуслове: поступки героев не всегда мотивированы, их устремления не совсем понятны; кроме того, некоторые комедийные эпизоды кажутся «взятыми» напрямую из литературного текста, где они наверняка были бы смешными, а на экране — лишь вызывают лёгкую улыбку. Получается, «нечто» — это книга-первоисточник. А фильм мог бы получиться гораздо лучше, отнесись авторы к сценарию с большей тщательностью и азартом. Очень недостаёт выдумки и комедийной лёгкости. Даже отважно «ищущей себя» Энни Брэддок не хватает самоиронии.
Вчерашняя студентка слишком уж уверена в себе и решительна во всех своих поступках, чтобы зритель до конца поверил: девушка сомневается и «ищет». Няня из Йоханссон получилась вполне реальной, отзывчивой и доброй; а вот простая выпускница колледжа «из пригорода» — голливудской красоткой в изящных туфлях. Что ж, Миранда Пристли никуда из Нью-Йорка не переезжала, а значит, все его жители просто обязаны следить за модой («Это всё!»).
Парящий зонтик присутствует в картине, вероятно, потому, что является неизменным атрибутом самой известной в мире няни, Мэри Поппинс. Её соотечественница, незабвенная Бриджит Джонс, чьи «дневники», к слову, были гораздо смешнее «непутёвых заметок» няни из Нью-Джерси, обязательно сострила бы по поводу «женщины, летающей с зонтиком» в центре Нью-Йорка.
Любовная линия тоже кажется не очень выразительной. Для романтической комедии катастрофически не хватает романтики. Вот если бы Энни договорилась встретиться со своим бой-френдом на крыше Эмпайр Стэйт Билдинг… Хотя на этой знаменитой крыше уже и так давно мёрзнут, томясь в ожидании своих возлюбленных, Кэри Грант и Том Хэнкс вкупе с Кинг-конгом, а стало быть — нечего отправлять туда ещё одну пару; но сценаристы могли бы придумать что-нибудь другое, не менее романтичное. Букет роз — хорошо, но слишком уж обыденно для Пятой авеню…
Что ж, зрители вновь увидели милую историю о том, что «богатые тоже плачут» (и как всегда, в основном, от одиночества); в очередной раз убедились: Скарлетт Йоханссон — хорошая актриса. Многие порадовались замечательной игре Лоры Линни. А в маленьком Николасе Арте все увидели нового голливудского малыша, который одним взглядом может растрогать публику.
Пусть каждому из них в актёрской профессии представится шанс победить в розыгрыше своего «матч пойнта». Может быть, Скарлетт и Вуди ещё не раз встретятся на съёмочной площадке.
А пока: Мэри Поппинс, до свиданья! Любите кино. До встречи в Нью-Йорке.