Путевой обходчик: Кто был никем, тот станет обходчиком
Нет, удивляться массовому исходу российского кинематографа в сторону жанрового кино не приходится — жанр на то и жанр, что не нужно особо изобретать велосипед, приступая к проекту, продюсировать его проще, актёрско-сценарных изысков ему не требуется, а режиссёрские изыски, как показала тут практика как раз в рамках конкретного жанра хорроров, никому и вовсе не нужны. Нужна, вообще говоря, вменяемая идея, немножко денег и волевое усилие на реализацию.
«Монументал пикчерз» для таких вещей и создавался, в расчёте на дальнейший рост сборов отечественного кинопроката и, соответственно, прибыли, а пока нужно застолбить производственную нишу на деньги западных мейджоров, сколько им будет не жалко. Если кто и рассчитывал, что «гости из-за» ринутся снимать у нас нетленку на экспорт, так особых сигналов тому пока нет, а что есть? То самое сугубо вторичное исключительно внутреннее кинопроизводство «класса Б» а-ля триллер «Человек-комар», которое на Западе в основном сразу на видео выходит, а у нас, видишь ли, в какой-никакой прокат, и там уж как пойдёт.
Для фильма «Путевой обходчик» в рамках той самой «здравой идеи» (см. выше) было выбрано «московское метро, самое московское метро в мире», которое на фоне недавнего спорадического ажиотажа вокруг «Метро 2033» приобрело неожиданно острый кинематографический окрас: для рекламы книжки сняли некий ролик с уклоном в триллер, и даже распустили слухи о скорых съёмках фильма. Ну так вот, на фоне того ролика трейлер «Путевого обходчика» смотрелся куда как кондово и уже тогда вызывал сильнейшие опасения.
Ну, трейлеры у нас монтировать и самое главное пристойно озвучивать не умеют, это уже давно банальность и общее место, непонятное разве что самим господам кинематографистам (последний шедевр — трейлер михалковского фильма «12», который до сих пор висит на сайте прокатчика «Каро» вовсе без звуковой дорожки), но может, всё расставит по своим местам непосредственно просмотр, и мы действительно увидим во всей красе отечественный бодрый метротриллер? Чем отечественный кинобизнес не шутит.
Пусть в роли главгероя нам предстоит по-прежнему отчаянно работающий под Вдовиченкова Орлов (чья актёрская работа в «Первом после Бога» тоже отнюдь не кажется панацеей от всех недостатков), пусть остальные актёры будто сбежали из массовки снимаемого в соседнем павильоне сериала, пусть многочисленные интерлюдии мелконарезанного разговора о «последнем в жизни шансе» нам будут до боли напоминать всё тех же «Мёртвых дочерей», зрителем благополучно не понятых и не принятых (Руминов изначально значился вторым режиссёром «Обходчика»). Но хоть оператора-постановщика со звукорежиссёром в фильм не забыли пригласить, значит — не всё потеряно.
И действительно, оператор старается, играя с темнотой и светом, нижними ракурсами, не брезгуя клоуз-апами и прочими изысками, доступными современной технике, всё это действо сопровождается топотом будто свинцовых ботинок главманьяка и скрежетом его кирки о контактный рельс. Да и в целом ретроспективный экскурс в заброшенную столичную подземку выглядит удачно, но вот как только дело доходит до действа с участием живых персонажей, снова-здорово начинается то самое, которое в ролике.
Да, для исполнения ролей жертв в джей-хоррорах да слэшерах много таланту не требуется, но всё-таки есть некий минимальный порог зрительской чувствительности, который преодолевать не рекомендуется — всю дорогу, едва открывая рот, персонажи отчаянно фальшивят, безбожно играют мебель и вызывают в зрителе ничуть не сопереживание, а желание их побыстрее приложить вместо неторопливого маньяка чем-нибудь тяжёлым.
И тут в ход идут критические механизмы восприятия, которых не обманешь операторской работой — мы же смотрели и «Дом тысячи трупов» с продолжением, и массу настоящих, а не римейкизированных японских ужастиков, и вроде как в курсе, что такое саспенс. Съёмочная бригада «Путевого обходчика» почему-то поспешила взять на вооружение не каноны, а именно штампы западного трэш-ужастика, и штампы же западных переделок классики джей-хоррора. Но все эти глазовынимательные машинки после «Хостела» вызывают скептический смешок, да и финальное появление маньяка в кадре «без грима» окончательно искажает ретроспективу отсмотренного в сторону скептической усмешки. Вот это вот — ужасный невмиручий царь подземного мира «с паяльной лампой»? Дедушка Станиславский, поправьте меня, но фокус снова не удался.
Любите кино.
898 Прочтений • [Путевой обходчик: Кто был никем, тот станет обходчиком] [16.09.2012] [Комментариев: 0]