Если хотите, это не третий фильм о могучей Элис и злобной корпорации «Амбрелла», а самый что ни на есть первый. До сих пор фильмы о вселенной ОЗ снимал то человек разнообразных призваний Андерсон, то оператор Витт, делали они это хорошо и даже замечательно, но тот факт, что режиссура у обоих значится не в числе главных талантов, отрицать нельзя. Рассел же Малкахи, надолго застрявший в череде безвестных фильмов и телевидения, кто помнит, снял первые два «Горца» и снял их так, что франчайзу после него хватило сил ещё на два фильма и сериал. Так что жанр околоНФшного футуристического трэша с элементами экшна, к какому безусловно относится «Обитель зла», для режиссёра триквела близок, как никто другой.
С другой стороны, продюсер и сценарист в едином лице Пол Андерсон первым в череде зомби-франчайзов решился перейти грань локальной катастрофы и изобразил в синопсисе развитие сюжета, когда в результате выбравшегося на свободу вируса-Т Земля оказалась полностью вымершей, а значит, расчёты на удачное развитие сюжета ещё возрастают. Мы, фанаты жанра, изрядно ждали чего-то эдакого, ибо например сериал про «28 чего-нибудь спустя», равно как постапокалиптические изыски более литературного генезиса (включая, например, отечественный роман Дивова «Молодые и сильные выживут») у понимающего человека давно уже вызывают известное слюноотделение.
Ещё один удачный заход — перенос действия из бесконечных катакомб на открытое пространство, забирая тем самым массу культового багажа вроде недавно удачно ремейкизированных «У холмов есть глаза» и «Техасской резни бензопилой». Зритель сегодня это любит. Это, конечно, не виды опустевшего Лондона в «28 днях спустя», да и компьютерный Лас-Вегас, занесённый песком, большинству наших зрителей как-то не особо щекочет за ухом, но всё-таки во всём этом есть отдельно стоящая эстетическая ценность, далеко ушедшая от оригинальной идеи экранизации компьютерного шутера. А тут, как показывает практика, чем дальше от, тем лучше.
Третья «Обитель зла» массово отсылает к своим предшественникам (включая множественные прямые цитаты), но от компьютерно-игрового первоисточника в ней остались всего-то (загибаем пальцы) имя главной героини, название корпорации с зонтиком-логотипом да знакомые свежеошкуренные собачки в двух сценах. В остальном это именно кино, с героями, флешбэками, шутливыми жанровыми штампами (задирающий свитерок покусанный чего стоит), походняком бодрых мертвецов, красноглазым вороньём и несущимся по пустыне караваном смерти.
Не утратив ни одной ценной ноты из «генетических опер» своих предшественников, Рассел Малкахи сумел и дрыгоножествующую Милу Йовович не довести до маразма (не см. «Ультрафиолет»), и грань сумасшествия выживших провести на нужном уровне, и даже такой традиционно непервостепенный в этом жанре предмет как «сюжет» представить зрителю таким образом, чтобы не вызывать кислой мины.
Мила Йовович крошит зомбей, проявляет явные свойства комикс-супергероя, с людьми контактирует только в случае крайней необходимости, и даже над собственными клонами если и всплакнёт, то только в минуты слабости. Поверьте, она им найдёт применение, так что всё свернётся и развернётся. Жалко только, авторы явно пытались из последних сил вползти в рейтинг PG-13, но жанр есть жанр, рейтинговую комиссию не обманешь, получите свой R, а потому фанатам рыжей бестии остаётся только вздыхать над некоторыми сценами, где стыдливость камеры явно не соответствует полученным прокатным возрастным ограничениям.
В остальном же остаётся посетовать только о некоторой эклектике в графических решениях — отфотошопленная физиономия Элис до боли напоминает тот же «Ультрафиолет», уже проколовшийся с этим фокусом, но в случае ОЗ тут всё куда менее запущено (или лучше сработано, это уж кому как), нам лично Мила Йовович нравится и в оригинале, зачем её вообще гламурить на крупных планах — неясно совершенно. Плюс к тому ещё есть тщательно расфокусированная девочко-компьютер — помимо общей заштампованности, этот приём ещё и невнятно смотрится на фоне хотя бы голограмм тех же амбрелловских боссов, сработанных куда качественней.
Но это так, придирки, к которым можно отнести также слишком уж подростковый состав «каравана смерти», более приличествующий сериалу «Друзья», а не зомби-трэшу, в котором идеология постапокал-фронтира скорее требует наличия в кадре взрослых суровых мужчин, а не школьных автобусов и девушки-заправилы. Сара Коннор?
В остальном же кино смотрится с ностальгической слезой пополам с восторгами относительно свежих моментов, франчайз ничуть не утратил своих потенциалов, более того, заметно приобрёл. Теперь бы собраться с мыслями, посмотреть грядущие «28 месяцев спустя», сделать выводы и приступить к съёмкам четвёртой части, оставив в режиссёрском кресле Рассела Малкахи.