Стоило ли Нилу Джордану браться за этот проект, очевидно продюсерский, а никак не режиссёрский, вопрос сложный, ведь то же «Интервью с вампиром» было снято режиссёром по чужому сценарию, а получилось прекрасно, возвращение же в родную Ирландию с позапрошлогодним инди-проектом «Завтрак на Плутоне» хоть и порадовало нашего брата киномана свежестью исполнения, но явственно отдалило мэтра от голливудских вершин, и такой дауншифтинг самому Джордану мог быть не по вкусу. Во всяком случае все плюсы и минусы «Отважной» были видны ещё на стадии пре-продакшна, так что вряд ли для самого режиссёра они остались секретом, и это был его выбор, а вот что из него получилось, рассмотрим подробнее.
Джоди Фостер со времён «Комнаты страха» (в «Молчании ягнят» эта тяга ещё не просматривалась явно) будто осознанно стремится нет-нет да и сняться в роли эдакой рефлексирующей жертвы с прорезающимися в итоге зубами и кулаками, так что с сюжетом про короткоствол в руках мирного жителя всё было ясно с первого же кадра трейлера — «кто эта незнакомка» ну и далее по тексту вплоть до «верни собаку, сволочь». Плюс Теренс Ховард, в свою очередь, не преминул добавить проекту эдакого «актуала» в лице отсылок к «Столкновению», что тоже, в принципе, не хорошо и не плохо, но для человека интересующегося тоже своего рода знак — снимать «как у недавних оскароносцев» это не есть путь мастера, это путь ремесленника, а уж Джоржан никак не ремесленник.
И далее — вполне мелодраматический синопсис мастеров на все теле-руки братьев Тейлоров, это не совсем тот материал, из которого можно снять кино уровня того же «Столкновения» — тут вам и не защищающие хозяев собаки, и темнокожие возлюбленные, и двухнедельные комы, и задушевные радиоэфиры, и разведённые детективы, эти эфиры выслушивающие. Представьте себе, если бы в «Столкновении» героиня Сандры Буллок после падения с лестницы оказалась бы в коме (после чего, разумеется, выяснилось бы, что она была беременна), а персонаж того же Теренса Ховарда выслушал бы от чернокожего угонщика задушевный рассказ о том, что тот «часто смотрит его шоу по ТВ». Вот это был бы тот самый оборот событий.
Опять же, наличие дополнительной женщины-сценариста в титрах (тоже, кстати, почти без опыта большого экрана) означает также, что братья не сумели также сколь угодно правдиво изобразить в своих писаниях женский психологизм, пришлось править. Так что в итоге большую часть хронометража вместо попыток героини разобраться в своих чувствах мы наблюдаем попытки съёмочной группы понять, что же такое они снимают.
Ведущая авторской колонки в эфире одной из нью-йоркских радиостанций бродит по улицам, записывая звуки жизни большого города, который очень любит называть самым безопасным в мире, пока однажды не оказывается жертвой нападения, в результате которого погибает её жених, а сама она после выхода из больницы погружается в пучину страхов, теперь каждое движение кажется ей угрозой, и даже просто выйти на улицу для неё — действие, требующее отдельных усилий. Выход находится быстро — покупка «девятимиллиметрового» у незнакомца на улице не только не приводит к немедленным неприятностям с законом, но напротив, на ни разу до того не сталкивавшуюся с «контингентом» женщину начинают сыпаться как из рога изобилия разного рода отморозки, с которыми она, по итогам недолгих метаний, учится спокойно и хладнокровно расправляться с неизменным смертельным исходом. Однако главная цель этого стрелкового марафона ещё впереди — ведь она знакомится и с детективом, который расследует дело неизвестного мстителя, и им теперь есть, о чём поговорить.
Об огнестреле в руках обычных граждан и вообще по поводу теории людей-овец и людей-волков написано немало романов и снят не один десяток фильмов, из которых самые впечатляющие почему-то в основном не о том, что этот огнестрел кому-то там особо помог или кому-то там особо помешал, а всё больше о том, что оружие даже в руках специально обученных профессионалов — не панацея, а всего лишь инструмент, не лучше и не хуже других.
И в теории «Отважная» — тоже как бы об этом, мятущаяся героиня, детектив, который обещает ей, что ещё одна улика, и её посадят, но в финале все эти «тялигентские» тяжкие раздумья уходят в свисток, ибо каков результат? Правильно, всех убить, всё отнять, любимый город может спать спокойно, а тот же доблестный страж будет дальше нести нелёгкую службу.
К чему были все эти рассуждения про «самый безопасный город в мире», про «незнакомку внутри меня», про «посажу своего близкого» и уж к чему была эта история с негодяйским негодяем и его падчерицей — в свете подобного финала становится совершенно непонятно.
При этом создателям фильма нельзя не отдать должное, в фильме довольно и удачных эпизодов, и играет Джоди Фостер хоть и в своеобычной манере, но для этой роли вполне аутентично, но то, с каким талантом сами же киношники сумели профанировать свою идею, можно заносить в учебники по кинопроизводству. Хорошо, что следующим проектом Фостер будет семейная комедия, Ховарда — кинокомикс, а Джордана — футуристический нуар, и никаких вам больше одноногих собачек.
Любите кино.
1433 Прочтений • [Отважная: Бэнг-бэнг в большом городе] [16.09.2012] [Комментариев: 0]