Из всех жанровых специализаций западного образца для нас, самым неожиданным образом, важнейшим оказывается сиквел. Умение снимать качественные продолжения только на первый взгляд кажется дурной блажью скучающих западных кинопродюсеров, на самом деле это насущная необходимость для успешного коммерческого кинопроизводства в эпоху сценарного голода и всё увеличивающихся продакшн-бюджетов, в российском случае накладывающаяся на ничтожную редкость удачного коммерческого фильма в прокате.
Качественные, да ещё и принятые зрителем боевики у нас — посчитать по пальцам одной руки, и главная задача любого серьёзного продюсера — выжать из этого редкого случая всё возможное.
Посудите сами: «Брат», «Бумер», «Ночной Дозор», теперь вот и «Бой с тенью» — все обзавелись продолжениями. За кадром из кассовых «нашемарок» остались разве что «Турецкий гамбит», сиквела не предполагавший по причине литературного характера (таковым с очень сильной натяжкой можно принять разве что «Статский советник» — кино другое и о другом, получившее вместо бодрого продюсерства Эрнста «художественное руководство» Михалкова), «9 рота» при всём желании не могла быть превращена в классический франчайз, да и то сумела успешно проделать этот фокус в виде фильма «Жара», плюс ещё недавний «Волкодав», зрителем в итоге фактически не принятый, да и то успешно обзаведшийся натуральным приквелом в лице одноимённого сериала с прежним актёром и декорациями (обещают и настоящий «Волкодав 2», но это ещё бабка надвое сказала).
Надо отметить, из всего перечисленного до сего дня только «Брат 2» мог служить примером классического сиквела, рецепт которого, как известно, прост: бери всё, что есть в первом фильме, и делай так же, но больше, попутно выхолащивая всё, что не относится к основной фишке проекта. Все остальные наши боевики разнятся с их сиквелами не только бюджетом и масштабами, но в первую очередь тем, о чём они. «Бумер 2» ушёл в ностальгию, «Дневной дозор» за спецэффектами почти потерял нить первоисточника, а уж стилистику сменил напрочь, с остальными и вовсе всё ясно. Тут можно бы припомнить рогожкинский цикл, но он к боевикам не относится, так что вернёмся-ка к нашим боям с тенями, ибо они на поверку оказываются вторым классическим примером подхода к съёмкам продолжений.
Смотрите, как интересно, режиссёр становится сценаристом и продюсером, а заодно, как это, художественным руководителем. Действие с московских улиц переносится за океан и в прочие места не столь отдалённые. Костяк актёров остаётся неизменным. Бюджет увеличивается вдвое. Чего ещё не хватает до полной картины? Правильно, того самого реванша и поверх него — монологов Вагита. От них и будем танцевать.
Артём Колчин после четырёхлетней отсидки поддаётся на уговоры нашего человека в Сан-Диего и даёт согласие на возвращение в профессиональный бокс, но на пути к реваншу его ждёт неприятный сюрприз, в виде борзого латиноамериканского паренька, который так хочет получить от русской кувалды в темечко, что однажды таки допрашивается. Какая неприятность, думает русская кувалда и движется к отцу пострадавшего с целью испросить у него прощения по старой русской традиции. Презрительный и гневный папа не только не хочет прощать, но ещё и оказывается местной версией дона Эскобара, «только вид с боку», да ещё и старым подельником сидельца Вагита. В итоге безутешная Вика оказывается в заложниках, а сам Артём — в бегах, и теперь его надежда только на двух людей — полковника Полковника и самого Вагита, которого ещё предстоит как-то доставать с нар.
Прошу заметить, всё это было дословно пересказано в роликах фильма, потому спойлером не является. Тут мы подходим к самом важному в вопросе сиквелостроения: тут зрителю неважно, что именно будет происходить, важно — как это будет. А будет оно вот как.
Режиссёр-клипмейкер Мегердичев, по основной профессии, будет делать нам красиво, местами очень красиво, перековавшийся в сценаристы Сидоров выдавать на-гора монологи, Колчин будет бить морды и получать поддых, Вагит обеспечит на пару с полковником череду попеременных подлянок, так что в итоге понять, кто тут кого предал и сколько раз, будет крайне затруднительно. «Не бывает неразрешимых задач, бывают неприятные решения», — колотит по клаве сценарист Сидоров, и герои, следуя этому наказу, широким шагом двигаются навстречу закату, где ждёт не дождётся реванша многострадальный афроамериканец, назначенный на роль тени.
Что в итоге удалось? Как водится в хороших сиквелах, удался драйв. Измордованный, шрамированный поперёк тела, но почему-то лишённый куполов Артём Колчин мечется по миру аки твоя Анастасия Заворотнюк, но дерётся не в пример злосчастной няне, а потому производит впечатление настоящего героя боевика, разве что для боксёра ему всё-таки не хватает мышечной массы и спортивной формы. Чудесным образом излечившийся Вагит всё так же говорит тихо, но веско, разве что в первом фильме его тирады всё-таки были куда чётче и логичнее и не шли настолько вразрез с его действиями.
Ну, а дальше, поверх всех операторских красот и сценарных изысков, начинает проступать обратная сторона сиквела — всё лишнее долой. Полковник по-прежнему борется с гидрой мировой наркоторговли, разве что в масть с недавними арестами руководителей Госнаркоконтроля уже совсем не стремится делать это законными методами, предпочитая сперва стрелять по ногам, а уже потом разговаривать, окончательно уплывая куда-то в сторону второстепенных персонажей, детей и собак в кадре. Вика окончательно превратилась в традиционную для жанра мебель, напрочь забыв образ «наркоманки» в классической конструкции первого фильма «позору-то сколько: слепой, наркоманка и пионер — банда Стампа». Пионер в лице её брата тоже сократился до пары реплик, мама же с её шекспировским театром вовсе осталась без внимания.
Что ещё из важного осталось в фильме, хотя и изрядно пошло под нож? Как водится, амор Вики и Артёма теперь скорее постулируется, нежели сколь угодно подробно изображается на экране, вальс слепого и наркоманки из первой части здесь заменила некая целомудренная постельная сцена под мюзик-холльный саунд, выглядящая вставным аттракционом, не более. Да и до амора ли (включая добавленную в сюжет вторую воздыхательницу), если 90 процентов экранного времени занимают погони с перестрелкам и без, если же героя в настоящий момент по случаю не бьют ногами, значит — он или ещё кто конструирует очередную подлянку для ближнего своего, то есть опять же — занят. И сопровождает всё это житие прописанный на место шелыгинского звукоряда специально приглашённый саундтрек, напоминающий не то дорожки сразу к трём «Матрицам», не то рэп-композиции от участников «фабрики звёзд».
Да, фильм подрастерял часть своего былого шарма, стал проще, но зато увереннее в действиях и нацеленности на итог — снять боевик в традиционном понимании этого слова, так что полуфинальный боксёрский поединок становится действительно эдаким боем с самим собой, не вызывая особого удивления, а чего это полупрозрачный сын Вагита так радуется ходу схватки?
Чего бы ему не радоваться, ведь он — просто один из зрителей, находящихся сейчас в зале. Ему нравится картинка, ему нравится финал. Развлекательный жанр для того и создан, чтобы смотреть и радоваться. Умеют же, когда хотят. Ну, а пенять сиквелу, что он сиквел, это как-то, знаете, не логично.
До встречи в кино.
1653 Прочтений • [Бой с тенью 2: Реванш: Победа по очкам] [16.09.2012] [Комментариев: 0]