Начнем с того, что Павел Санаев написал очень хорошую книжку. Очень-очень хорошую книжку. «Похороните меня за плинтусом» — одна из любимейших книг в моей библиотеке. Всем даю ее читать. Эта книжка читается, как откровение. Что до двух других творений Санаева, то там всё слишком уж вторично и продажно.
Не то чтобы его начинания были безнадежно безлики — «Последний уикенд» с некоторыми натяжками вполне укладывается в рамки молодёжного триллера, сделанного лихо и бодро, но «Нулевой километр» — это уже совсем ни в какие ворота.
Два дружбана Костян и Олег резвятся в парке культуры имени отдыха и совершенно случайно, чуть не убив пару человек, нарываются на бандитские разборки. В результате этих разборок Олег (Иван Жидков) получает работу, а Костя (Александр Лымарев) находит свою любовь — танцовщицу Алину (Светлана Ходченкова). Затем друзья отправляются на свадьбу к бандитам, где чуть было не умирает жених. Затем весь драйв заканчивается, как и кислород в огромном полиэтиленовом шаре. Все последующие шестьдесят минут (за редкими исключениями) наполнены невнятными соплями и неправдоподобной игрой в «любит — не любит — плюнет — поцелует».
Если в предыдущем фильме внимание зрителя было захвачено стремительной гибелью героев, то здесь и этого-то нет. В конце фильма, с горем пополам, безлико умирает один человек. Похоже, что режиссер так и не решил для себя, что же он все-таки снимает — триллер или мелодраму. Притом, что триллер у него более-менее выходит, а мелодраматические разговоры остаются на табуреточном уровне сериала «Две судьбы».
В одном из своих интервью Павел Санаев признавался, что продавать права на экранизацию «Плинтуса» он не собирается, то есть всё, что он снимает сейчас — это, мол, на потребу публике, а вот потом уж он снимет настоящее большое кино, по своей прекрасной книге. Позволю себе высказать опасения в успешности этой схемы. На мой взгляд, довольно сложно из махровой проститутки в один момент превратиться в образцовую жену. А похожие, как близнецы-братья, молодёжные триллеры не прибавляют режиссёрских знаний, умений и навыков.
С одной стороны, можно понять молодого творца — почему бы не снимать, когда дают деньги? И как можно снимать что-то разумное-доброе-вечное, когда деньги дают на коммерчески выгодное? Но не всё так уж плохо, особенно, если замысел можно подкорректировать даже на уровне сценария. С другой стороны — лучше бы он пошел работать на завод, не надо было бы торговать собственным каким-никаким талантом, который похоже уже совсем на исходе.
Ведь Санаев, как и многие его коллеги — неприкрытый сноб. Похоже, он предполагает, что обыватели — это такие тупые уроды, которым подавай побольше грудастых длинноногих тёлок, ментовских разборок, крутых тачек и ведра кокаина. Так-то оно так, но даже про ведра кокаина рекомендуется снимать с душой, тогда, быть может, мы увидим «Криминальное чтиво» или «Шоу Гелз», а если это продуманный ход, то получается какая-то невнятно сляпанная подачка, которую и смотреть-то скучно.
На «Последний уикенд» я ходила с группой девятиклассников в Питере, к нашей компании ещё присоединился мой знакомый питерский доктор. Доктор сбежал минуте на пятнадцатой, заявив, что это фильм «для злобных даунов» и он смотреть его не может, а вот девятиклассникам фильм очень понравился за разнообразные лихие варианты смерти, они его потом ещё долго обсуждали и обыгрывали. Так вот, мне кажется, что с фильма «Нулевой километр» они бы тоже ушли на пятнадцатой минуте, потому что в этой картине отсутствует даже самая несложная сюжетная основа, способная заинтересовать ту самую обывательско-подростковую аудиторию, о которой Санаев, наверняка, пел продюсерам.
Пытаясь вывести портрет своих современников, не выходя при этом из дома, Санаев опять написал про чудесное зарабатывание денег и имени пробным видеоклипом (в прошлом фильме это было пение на Арбате), опять про бандитов с большими пушками и сильными кулаками, опять про рыжих, честных, влюблённых пацанов. И если после первого своего фильма автор ещё мог показаться более-менее перспективным дебютантом, то теперь он прочно зарекомендовал себя как ленивый ремесленник.
Самое время снимать сериал. Любите кино.
882 Прочтений • [Нулевой километр: Ниже плинтуса] [16.09.2012] [Комментариев: 0]