Фестиваль «Завтра», проходящий в эти дни в Москве, хоть и заявил о себе пока не слишком широкому кругу зрителей, стал на редкость замечательным событием для киноманов столицы. Первый международный фестиваль «новой волны», обещавший показать, что хорошее авторское кино вполне может претендовать на зрительский успех у широкой, а не узкой, как это принято считать, аудитории — на деле оказался удивительно близок заявленной концепции. Организаторам фестиваля удалось собрать образцы именно такого авторского кино, которое одновременно с необыкновенным удовольствием от просмотра вызывает вопрос — почему эти картины не показывают в прокате, разве кто-то может такое не оценить?
Большинство из заявленных в программе фильмов до сих пор не привозились в Россию и, к сожалению, мало надежд на то, что это удастся увидеть где-то ещё раз, разве что дальнейшей судьбе этих картин в отечественном прокате поспособствует сам кинофорум.
Пока же на этом небольшом фестивале артхаусного кино, программа которого состоит из двадцати картин, что ни фильм — то событие.
Нашумевшие уже румыны представили российским зрителям два впечатляющих образца своего нового кинематографа, вдруг возникшего пару лет назад на мировой сцене и сразу вызвавшего профессиональный и зрительский интерес. Неизвестно, какое такое откровение посетило эту маленькую страну, но румыны умудряются легко, свежо и остроумно снимать кино в рамках одной деревни о проблемах всей Румынии и кино в рамках другой деревни о проблемах всего мира — и всё это получается у них интересно для внешнего, то есть постороннего зрителя.
Конкурсный фильм «12:08 к востоку от Бухареста» (Золотая камера за лучший режиссерский дебют Корнелиу Порумбою в Каннах-2006) в режиме местечкового теле-шоу пытается ответить на вопрос «Так была ли революция в Румынии?», юмористически разоблачая пафос народной борьбы за свободу в момент свержения Чаушеску. Фильм старается иронизировать ещё и на кинематографические темы: «— Ты держишь камеру? — Это новый метод! — А ну поставь её на штатив!» Вечная смесь эксцентричности и флегматичности — российский зритель это ценил всегда.
Вторая румынская картина, внеконкурсная «Мечты о Калифорнии», снятая режиссёром Кристианом Немеску, погибшим в прошлом году в автокатастрофе в возрасте 27 лет, — демонстрирует удивительную для такого молодого автора зрелость и многоплановость. Американцы везут через Румынию по железной дороге секретный военный груз НАТО, поезду дан зелёный коридор, однако начальник одной захолустной станции решает остановить состав. За этим следуют события, временами очень напоминающие знаменитое захаровское «Если меня спросят в Лондоне, в палате лордов: "Принц, что Вы делали так долго под Смоленском"? Я не буду знать что ответить». Такое свежее и живое кино, грустное и смешное, простое и мудрое одновременно — кажется, все остальные уже давно разучились снимать.
Подарком зрителю стала картина француза Патриса Леконта «Мой лучший друг» (2006) — очень добрая и трогательная история о дружбе, с остроумным и весёлым сюжетом. Этот фильм идеален для принудительного показа прокатчикам, в нём нет ничего, что отпугнуло бы массового зрителя — ни специфических тем, ни недоступной художественности, ни трясущейся камеры. В нём есть даже воспитательный момент. Но мы не видели этот фильм в российском прокате. Наверное, он для этого слишком искренний.
Ещё один трагически погибший режиссёр — Тео Ван Гог — уже был представлен в Москве в рамках специальных ретроспектив. В программе фестиваля «Завтра» в рамках спецпоказа показали его фильм «Интервью», а в конкурсе — американский римейк этой картины, снятый Стивом Бушеми, традиционно с ним же в главной роли. Римейк практически дословно повторяет психологические и сюжетные повороты оригинального фильма, небольшие поправки только делают картину Бушеми чуть изощрённее, отчего на фоне более чувственного оригинала она заметно теряет в обаянии, но совсем точечно приобретает в остроумии.
В рамках одного сеанса коротко был представлен и японский кинематограф — конкурсный фильм «Фунуке» организаторы предварили показом анимационной короткометражки «Сельский врач Франца Кафки» режиссёра Коджи Ямамура — грандиозная анимация и кафкианская сюрреалистичность — достойное предисловие для гротескно смешной и кровожадной истории о девочке, рисовавшей комиксы-манги о своей ужасной сестре. Отличный японский чёрный юмор.
Впереди ещё целый фестивальный день, показ российского конкурсного фильма «Падение в небеса» Натальи Митрошиной по мотивам произведений Хармса, коллекции корометражек знаменитого Роя Андерсона, «Душки» Йоса Стеллинга, предстоит ещё награждение победителей, а фестиваль уже принёс море настоящего ничем не замутненного зрительского удовольствия, и в этом его главное достижение.
Кто бы мог подумать, что из личной дружбы одного известного режиссёра и одной известной автомобильной компании может родиться такое прекрасное событие для любителей кино.
1222 Прочтений • ["Завтра" вы увидите] [16.09.2012] [Комментариев: 0]