Пару лет назад тогда еще мало кому известный Дэвид Слэйд удачно дебютировал с провокационным триллером «Леденец» на антипефодильскую тематику. Определенный успех картины оказался весомым доводом для оставления клипмейкерства короткометражек и ухода в большое кино. Попав в компанию известного брутального типа и поклонника одного-марвеловского-супергероя, известного под именем Сэм Раими, он получил шанс снять кассовый фильм. Только, забегая вперед, следует отметить, что в сравнении с дебютом для Слэйда это скорее шаг в сторону, чем вперед.
Место действия по географии — где-то на Аляске. Маленький городок на краю света, окруженный на многие километры безжизненными снежными дюнами. Здесь живут только выносливые, мужественные люди, а уж те, кто остается на полярную ночь, длящуюся тридцать суток — и подавно. Месяц без солнечного света, это всегда своего рода испытание на выносливость. Однако на этот раз еще откуда ни возьмись на головы добропорядочных горожан сваливается вдобавок батальон враждебно настроенных кровососов, о цели появления которых придется догадываться, перебирая в памяти похожие сюжетные завязки.
«30 дней ночи» демонстрируют удивительную коллекцию сюжетных пробелов, недомолвок и обыкновенных ляпов. Ничего не остается, как додумывать, откуда эта нечисть появилась, что за бред из рода «мы сотни лет ждали, и теперь время пришло» несёт их предводитель и далее. К слову, упоминание вампиров — само по себе могло бы являться серьезным спойлером, но в случае с этим комиксом всё, что не касается финала, было известно заранее даже тем, кто не знаком с первоисточником.
Фильм начинается славно, многообещающе, пока не объявятся воочию бессмертные антагонисты, задумавшие то ли неплохо пообедать человечинкой, то ли начать колонизаторскую деятельность. В лучших традициях дядюшки Стивена Кинга, бомжоватого вида незнакомец, сдерживаемый решеткой, пророчит бедствия, а неординарные погодные условия превращаются в природную клетку для персонажей. С гашением света в городке Холм начинается то, что трое скрипт-мейкеров, включая одного из создателей графической новеллы Стива Найлса, называют сценарием. Называть — одно, на деле получается, к сожалению, другое.
Поначалу неторопливость и хладнокровность повествования воспринимается с пониманием. Ничего, говоришь себе, сейчас действие начнет набирать обороты — глядишь, разгонится. Не тут-то было. Почти кинговский триллер со слоганом «что за чертовщина происходит?» перетекает в предсказуемую игру в прятки, где проигравшему успешно перегрызают горло.
На какое-то время роль главного героя у персонажа Хартнетта вообще отбирает… топор. Никаких пистолетов с серебряными пулями и сверкающих клинков. Просто и по-хостеловски. О, этот харизматичный персонаж (наряду с братом Экскаватором, справедливо говоря) удачно разбавляют общую вялость фильма. Тут без сильного влияния раннего Раими не обошлось. Коль ребенка (нечастое явление для Голливуда) топориком зарубили где-то за кадром в связи с общественной моралью, то отсечение головы неудачника — во всей красе крупным планом. Отыгрались.
Можно только догадываться, что в действительности двигало продюсерской инкарнацией Сэма Раими, отдававшего режиссерское кресло Слэйду, чьи заморочки, удачно подошедшие почти камерному психологическому триллеру, в хоррор-комиксе мягко говоря, нелепы. Речь сейчас о практически полном отсутствии музыкального наполнения и, о боже, об ускорении кадров во время экшена. Ей-богу, напомнило потуги Павла Руминова с его «живой» камерой, особенно в моменты лихого, скомканного монтажа.
Безусловно, все эти топоры, утилизаторы, экскаваторы прилично освежают унылые прятки героев по темным уголкам забытого богом городка. Безусловно, оператор Джо Виллемс снова радует талантом, потчуя живописными кадрами, удачно обыгрывая и темные фигуры на фоне снега, и следы крови на нём. Хартнетт с серьезной миной исполняет единственного в меру некартонного персонажа, Форстер мастерски справляется с второстепенной (опять) ролью. В отличие от Мелиссы Джордж, чьи актерские способности ограничиваются строением глазок. Мы не возражаем, конечно, — это у неё отлично получается, да и нам приятно.
Но. И первое, и второе, и третье — то малое, что удерживает от причисления «30 дней» к длинному списку трэш-проходняка. И драматизм тут не драматизм, и хоррор — не хоррор, и экшен — не экшен. Видимо, что именно снимать, стильный комикс или вольную оду малобюджетным ужасам, с которых некогда сам Раими начинал, создатели фильма так до конца определиться не смогли.
Любите кино.
1260 Прочтений • [30 дней ночи: Топором по голове] [16.09.2012] [Комментариев: 0]