Новейшая волна увлечения трёхмерным кино выросла не на пустом месте — распространение широкоформатных кинотеатров IMAX, массовое появление цифровых проекторов в обычных кинозалах, дальнейший рост мощностей техники, призванной монтировать всё более и более «тяжёлые» визуальные эффекты, наконец, разработка новейших цифровых камер со сверхвысоким разрешением. Это раз от раза всё больше привлекает в область «трёхмерок» не только энтузиастов-рационализаторов во всём их разнообразии от создателей ремастеред-версии «Кошмара перед Рождеством» до трэшачников-любителей вроде авторов «Ночи живых мертвецов 3D», теперь в подобный специфический бизнес пришли серьёзные студии и серьёзные деньги, а потому дело принимает совсем иной оборот.
Два главных тяжеловеса этого фронта — подводник-любитель Джеймс Кэмерон, которой со своей уникальной суперкамерой наконец решил, что настало время всплывать по рубку и приниматься за «Аватара», аккомпанирует же ему уверовавший в цифровое 3D новейший апологет CGI-анимации Роберт Земекис.
И если Кэмерон, в своё время своим «Терминатором 2» фактически открывший эру цифрового спецэффекта в кино, торопиться не спешит, по старой поговорке прибывая точно вовремя, то Земекис берётся, кажется, за любую подворачивающуюся возможность снять своё Революционное Кино.
Тут ему, с одной стороны, и карты в руки — портретная точность трёхмерных моделей нынче достигла почти идеального мимического сходства, машиночасы предельно дёшевы, в своё время считавшийся необоснованно дорогим «моушен-кепчер» в последнее время используется даже в обычном кинематографе, заменяя честные трюки, а уж идея сделать из компьютерной модели, изначально трёхмерной, трёхмерную же «картинку», она покуда недостаточно реализована по одной лишь причине — студии не знают, окупятся ли неизбежные дополнительные расходы, то есть, стоит ли овчинка выделки.
Земекис своим «Полярным экспрессом» поспешил ответить «да» на последний вопрос, сыграв на поле старой диснеевской школы — предельно низковозрастный рейтинг, упор на долгоиграющий IMAX, сказочно-традиционная рождественская тематика, всё это в итоге сумело подвести фильм с чудовищным для детской сказки финальным бюджетом 150 миллионов вплотную к черте окупаемости в мировом прокате.
С тех пор, как говорится, прошли годы, техника стала ещё дешевле, модели ещё точнее, бюджет сначала сократился вдвое (правда, потом всё вернулось к искомым полутора сотням), так что в итоге вызывающий рейтинг R «Беовульфа» и жанр нордической саги уже не кажется чем-то запредельно нахальным, хотя всё равно — Земекис снова, кажется, слишком спешит сделать то, что до него никто не делал, старается застолбить за собой звание первопроходца, конкурируя одновременно на трёх полянах — «компьютерного кино» с «Последней фантазией», «трёхмерного мультфильма» с сами собой в виде ПЭ (плюс, если хотите, «Пиксаром» и его великолепным в части отрисовки моделей «Рататуем») и наконец «игровой фэнтэзи-анимации», где нынче царит огромный массив анимационных роликов, производимых мировым гейм-девом.
Последние совершенствуются, кажется, с самого зарождения индустрии CGI-моделей, в последнее время достигая вершин, ранее доступных только богатому Голливуду, посмотрите свежие творения того же «Близзарда», и вы тоже начнёте недоумевать, почему студия так долго выходит в мир широкого экрана со своими планами по части экранизации игровых вселенных «Варкрафта» и «Диабло».
Посмотрите на этот список, вспомните про тот же «Аватар», и тут становится понятно, как на самом деле уже велика конкуренция на избранном Земекисом поле, и вы поймёте, что ему на самом деле есть, куда спешить.
Отсюда эпический замах (северо-европейские саги вообще слабо экранизированы именно по причине своего масштаба), отсюда крайняя серьёзность создателей (тот же ПЭ для детского кино просто чудовищно серьёзен, никаких вам шуточек в излюбленном стиле ДримВоркса), привлечение имён, находящихся на всеобщем слуху и стремление покорять все виды носителей — от пафосного IMAX, минуя обычные цифровые и «плёночные» 2D и 3D-залы, до, впоследствии, казуального домашнего видео в самом что ни на есть плоском варианте.
«Беовульф» и получился в итоге — скорее концептом, нежели фильмом в себе. В нём максимально педалируются все технические достижения, каждая из моделей настолько фотографически близка своему живому прототипу, что та же Анжелина Джоли, говорят, запретила своим приёмным детям смотреть те эпизоды фильма, где её компьютерное альтер-эго предстаёт в неглиже.
В «Беовульфе» вообще, следуя брутальному началу мира заснеженных фьордов, акцент на тот самый рейтинг R даётся с силой, которая подстать скорее слэшеру, кровь льётся рекой, сексуальный подтекст следует сексуальному же тексту, главные герои либо пируют, либо убивают, либо умирают в кадре, камера же не забывает подробно отследить всё это действо в максимально выраженном трёхмерии, завершённая форма которого предстаёт перед зрителем в виде упёртого ему в лицо острия копья.
Окончательное же впечатление от фильма, снятого с таким напряжением в мозолистых руках, остаётся столько же смешанным, как и в случае «Полярного экспресса». Да, модели феноменальны, но именно в таком виде они оставляют вопрос — зачем просто не снять того же Хопкинса и ту же Джоли в главных ролях, получится не хуже. Да, воздушный бой с золотым драконом перещеголял по накалу, хронометражу и красочности знаменитую битву Гэндальфа с Барлогом в начале «Двух крепостей», но ПиДжей снял в сумме три части своей трилогии за те деньги, которые достались Земекису на каждую его трёхмерку в отдельности, опять же техника в распоряжении новозеландского трэшачника-самородка была куда более слабая, сколько лет прошло.
Все эти сексуальные вольности вроде натуральной вакханалии в начале фильма с полуобнажённым Хопкинсом тоже с одной стороны вполне в духе простых северных парней тысячелетней давности, но какой смысл вот конкретно эта сцена несёт в этом конкретном фильме? А все сцены с матерью Гренделя и мирно почивающим в чём мать родила на лавке главгероем — если уж снимаем рейтинг R, к чему тогда эти скромные золотые потёки и крепкие локти товарищей, чтобы кто чего не подумал? Непонятно.
Отдельное слово стоит сказать о саге как таковой, в её исполнении Земекисом. Начать с того, что взаимоотношения между героями так до конца и остались загадкой как для зрителя, так и для авторов сценария. Один викинг говорит другому прямым текстом, что тот, мол, убил своих братьев, дабы завладеть свой матерью. Попробуйте сказать такое современному горцу любого происхождения и дождитесь реакции. Чего мы видим в фильме? Чуть позже автор слов просит у своего оппонента прощения, и разбежались. В реальности на этом месте разразилась бы многолетняя резня.
Теперь битвы — по сути, если не считать странного поединка с Гренделем, дословно воспроизводящего некий вполне рукописный текст, в реальности же мягко говоря выглядящего неправдоподобно, а также уже совсем сказочной истории с золотым драконом, в остальном все битвы фильма сводятся к избиению зачем-то припершихся к берегам Дании парней с горы, вождю которых дали по шапке да отпустили. Это всё?
Да одна развенчанная, но всё-таки очень красочная история про водных змеев и их порубание с криком «Я Беовульф!» несёт больше эпичности, чем вся эта тягомотина с «закрыть зал, открыть зал, снова закрыть зал», между тем саги как литературные произведения — штука именно что сюжетная, с множеством героев, со сложнейшими родственными связями и многолетней историей вражды кланов и родов, с таким запутанным пантеоном, что Греции не уступит. Где это всё в фильме? Да нигде. Откуда-то нарисовавшийся христианский Бог и тот погорел вместе со своим непояснённым сюжетно жрецом от рук того самого дракона, походя так, без нужды для сюжета.
Даже заглавные слоганы фильма про «взгляни в глаза демонам» и «гордость это проклятие» отображены на экране скорее постулативно — стоит главгерой на балконе своего замка и грустит о чём-то своём, помереть хочет. Особенно удивил жизнерадостный конунг Хопкинс, взял, да и сиганул с балкона. Чего, зачем? А затем.
Кино, которое создавалось концептом («а вот мы как можем»), концептом же и осталось, без ладно сочинённого сюжета, без начала и конца, с набором высококачественных, но всё-таки аттракционов на любителя, перемежаемых эпизодами вполне в духе современной казуальной игровой графики — невыразительные скачки воинов по злополучному мосту туда-сюда больше напоминают графику четырёхлетней давности, только разрешением поболе — да ещё и в слишком затянутом для трёхмерной картинки хронометраже, чтобы высидеть который, ещё нужно как следует настроиться. Что этим фильмом хотел сказать Земекис, в остальном теперь можно только гадать.
Так что теперь остаётся дожидаться следующих свершений, ценных не только техникой, но и, знаете, тем, за что мы любим кино.