Нет, дамы и господа, когда отечественный кинобизнес изобретал жанр «патриотического боевика», никто не думал, что дело зайдёт так далеко. Мы-то порешали, что это всего-то неумелая поделка по мотивам «Коммандо», ан нет, шли годы, жанр уверенно кристаллизовался в подозрительном тигле, пропахшем серой и смолой, и вот, отливочка готова, столь совершенная, что теперь уже не является ленной привилегией только Олега Капанца или только Вадима Шмелёва, та-дам! жанр патриотического боевика шагнул и на международную арену, встречайте, «Хитмэн»!
Говорили нам умные люди, оставь надежду, отправляясь на фильм, где Люк Бессон продюсер, но не режиссёр, головка будет бо-бо, но мы не слушались. Напоминали, что если западный фильм, не дай бог, проистекает в России, и главного героя зовут не Джейсон Борн, жди беды, покажут нам вид на Кремль с подписью «Санкт-Петербург», братьев-болгар в ушанках и с автоматами Калашникова, а также сухопутную границу России с Турцией.
Некоторые злые личности также намекали, что адаптации компьютерных шутеров, как показывает практика, крайне редко бывают пригодны в пищу, воздевая руки горе и поминая совершенно невиновного в данном случае старика Уве. На это мы ответим наше резкое «нет!», ибо всё ещё верим в силу человеческого духа, а также ценим великую Анжелину Джоли, которая без 3D-стрелялок ни разу не смогла бы ездить по миру, то и дело усыновляя очередной выводок детей, да и с Брэдом Питтом у неё бы точно не сложилось.
А потому оставим особенности происхождения фильма «Хитмэн», плюнем на бесконечную череду фактологического бреда вроде развёрнутой наоборот буквы «С» в аббревиатуре ФСБ поверх бронежилета на меху, не в ней дело. А займёмся-ка объяснением, почему же искомый фильм всё-таки оказался таким чудовищным говном.
Дело в том, что таковым фильм делает отнюдь не российский президент, выставленный в фильме под наши текущие выбора в таком феерическом свете, что хочется как следует протереть глазки с вопросом «вы все это видели?», и даже не в дорожных знаках на болгарском и надписях «Народен театр Иван Вазов». Нет, не пепел покойного болгарского поэта стучит в наши сердца, ведь даже невесть откуда прилетающие вертолёты придумал не злонамеренный Бессон, а вовсе даже мы сами. Да и вон, припомните, Джеймс Бонд спокойно рассекал по родным просторам с любовью на танке и ничего ему за это не было, а токмо здоровый смех и всеобщее удовольствие.
Так почему же во время «Хитмэна» дружный смех в зале затихает примерно минуте на двадцатой, а потом становится совсем не смешно? А потому.
Начать с того, что авторы фильма наверняка не забыли посмотреть ту же трилогию про Борна, а вот сценарий сочинять — это для лохов. Мы же снимаем фильм по компьютерной игрушке, зачем нам кузнец? Вот и мается бедный Тимоти Олифант, в паре сцен всё-таки сумевший не заржать в кадре, по съёмочной площадке в стиле туда ходи — сюда ходи, пытаясь хоть как-то понять логику действий своего персонажа и не шарахаться страшенной полуодетой барышни с макияжем в стиле девушек, часто заметных на Ленинградском шоссе в районе Химок.
Жил да был клон, убермегакиллер с чувством юмора, то африканского военного преступника замочит, подбросив ему брата-2 с зашитой в голову боеголовкой, то российского президента вальнёт, коли прикажут. Только на женщин у него рука не поднималась, особенно на тех, что выглядят как уже упомянутые выше девушки нетяжёлого поведения, а также несут на своих измазанных в потёкшей туши личиках татуировку «я креведко». От таких барышень у киллера за нумером 47 случается идиосинкразия в тяжёлой форме, после чего он бросает всё и хочет уехать на Таити, где можно будет никого не убивать, а только складывать оригами и вести теологические споры. Ах, да, он же у нас воспитан строгими, как выяснилось, православными батюшками в вере и терпимости, а также в полной уверенности, что рулят нынче не танковые клинья, а божье слово и доброта.
А пока он не окончательно завязал, за ним, ацтупником, устраивают охоту с применением таких же, как он, клонов, коих вокруг по матушке-Рассеи тьма тьмущая, и никто их не узнаёт даже несмотря на акцент, лысину и татуировку на затылке. Одному афро-клону только повезло, у него татуриовку не видать. И теперь уже — кто кого, то ли 47й замочит президента, то ли боевой вертолёт, то ли свои же, привязанные в стиле «Хостела» и «Пилы» ржавой проволокой к ванне агенты Ф)Б.
При всём этом самому старому из клонов почему-то хорошо за сорок, фанаты российского президента выглядят как удачная пародия на «Наших», на поминках брата-акробата (что-то сплошные братья у жертв) почему-то произносятся обращения к народу, а самый матёрый мире киллер зачем-то всё время прыгает в окно и возит в багажнике трупы. При этом не переставая делает такое лицо, по которому ясно читаешь: «Что вообще происходит?» Последнее — прямая цитата из фильма, по какой ты всегда узнаешь самое бредовое кино в мире. Я знаю пару с такой цитатой, они друг друга стоят.
Да ладно сюжетные бредни, к таким мы привыкли, но хоть бы всё это было приятно смотреть — штуки четыре красивых кадра со стильными пистолетами и лысиной поперёк экрана можно насчитать, а вот всё остальное время и экшен не экшен, и киллер не киллер, баба эта, дура, и нервный детский смех с задних рядов как фон для высшей нервной деятельности. Вам никогда не приходилось валяться в смеховых корчах при просмотре экшн-сцены? Ну, не считая изделий Болливуда, разумеется. Освежите впечатление. Хотя нет, пожалуй, не стоит.
Господа, так нельзя, господа. Даже эти эфесбэшники-киллеры-интерполовцы-цэрэушники, в беспорядке бегающие друг за другом по съёмочной площадке, как оглашенные — ну вылитые персонажи Капанца и Шмелёва, даром что фамилии не наши, а то очень аутентичненько было бы — тут вам и порочные олигархи, и трагические агенты, и женщины их мечты, и даже стыренная напрочь присказка «я же говорил оставить её в покое». Правда последнее — из других, гораздо более приличных источников (причём авторы сами подтверждают, что потырено отнюдь не нечаянно см. в фильме хотя бы смешную шутку про агента Смита).
И отечественные убер-локализаторы тоже словно почувствовали своё, родное, озвучив фильм так, будто его даже не переозвучивали, а оставили как есть. Вы себе представляете уровень русских диалогов в американских фильмах? Ну тех, которые с сакраментальным «хулигяны», спасибо Арни за шедевр. Так вот, в результате нашей озвучки получились именно те, родные, незабвенные речи, по сравнению с которыми умеренно приемлемый «базар» давешнего Кроненберга даже получил какую-то медальку. Те самые речи, от которых первые двадцать минут смешно, а потом не знаешь, то ли плакать, то ли пойти самоубиться.
Молодцы, все не подвели.
Осталось понять, сколько эта мулька соберёт в отечественном прокате денег и сравнить результат с уже полученным ранее. Другое дело, что 70 миллионов нашим-то умельцам никогда не дадут потратить столь бездарным образом. А хотелось бы, да? Хотя, сказывают, часть действа бекмамбетовского «Особо опасен» будет проистекать у нас, в родных пенатах. Неужто Тимуру удастся объяснить продюсерам, что у нас живут не болгары, и уже лет двадцать никто не ходит в ушанках?