Есть фильмы, к которым с общими мерками не подступишься. Фильмы, оценивать которые можно только изнутри, потому что аналогов у них нет. Это уже целые мировые бренды, сами себе жанры, и чихать они хотели на злобную критику или снобизм иной публики. Словно несокрушимые скалы стоят они посреди целлулоидного моря интеллектуального, авторского, драматического и эпического кинематографа, основу их омывает киноклассика, а головы утопают в облаках кучерявого и причудливого авангарда. Они одиноки и горды, все эти Дракула, Бонд, Супермен и Джон Маклейн… Другой Джон, отставной вьетнамский ветеран Джон Рэмбо — явно из их числа.
Последний фильм об отставном герое именно так и называется — «Джон Рэмбо». Без каких-либо номеров. Как говорила незабвенная Фаина Григорьевана: такой себе плевок в вечность. Вообще, кажется старина Слай, земную жизнь пройдя «за половину», явно впадает в детство. Точнее все, что с этим детством связано, решил вытащить из сундучка памяти и еще раз явить зрителю. Сначала продолжилась история Рокки, теперь вот Рэмбо вынырнул из небытия, чтобы снова помочь международным борцам за свободу.
С одной стороны, налицо явный признак некой карьерной неудачи: неплохой по сути своей актёр, с весьма ярким комическим талантом — ей-ей, «Оскар» не самое худшее, что сыграл Сталлоне, а уж «Стой или моя мамочка будет стрелять» вне конкуренции — тем не менее, так и не смог выпрыгнуть из амплуа человека-скалы. С другой стороны, перед нами верность себе и зрителю: привыкли видеть меня таким? Нате, получайте. И зритель получил.
Джон Рэмбо по-прежнему в отставке, по-прежнему обижен на родину, забывшую, что она сама и сделала его асоциальным типом, и по-прежнему постигает уроки смирения в Таиланде, где-то на границе с Бирмой. Хорошо еще, что не в монастыре. Но от попов разнообразных конфессий не скроешься, и на горизонте появляется группа евангелистов-врачей, мечтающая принести облегчение жителям охваченной гражданской войной Бирмы, а заодно, пользуясь, случаем, втулить им десяток-другой библий. Понимая, что Библия в таких условиях пользуется явно меньшей популярностью, чем ящик гранат, Рэмбо пытается миссионеров отговорить: конъюнктура, мол, не та. Причем, делает это так, как может только старина Слай. То есть без слов.
Но тяжелый взгляд вьетнамского ветерана разбивается о решимость одного из членов миссии — христианки, американки и просто очаровательной женщины. Рэмбо соглашается, и доставляет миссию на место, по пути лихо расправившись с речными бандитами, вознамерившимися немного пограбить на речных перекатах Ме Конга. Миссия прибывает в Бирму, где тут же благополучно попадает в лапы злодейской бирманской армии. С этого момента все условия для героизма нашего героя созрели и жизни душителей свободы народов юго-восточной Азии, остались считанные часы. На выручку миссии отправляется отряд наемников, доставить их на место, разумеется, должен Джон Рэмбо.
Тут, наверное, неплохо было бы вспомнить то, с чего начиналась кинокарьера этого персонажа. Дело в том, что «Рэмбо: первая кровь» попала в ряды «кровавых боевиков» исключительно благодаря советской пропаганде. Это был как раз тот фильм, который советский человек не видел, но осуждал. На самом деле, первый фильм франчайза был остросоциальной драмой и стоял в одном ряду с «Таксистом» и «Апокалипсисом». К слову сказать, по количеству смертей он явно отставал от своих собратьев: за все экранное время Рэмбо отправляет на тот свет всего лишь одного человека, да и то случайно.
Но в последующих двух сериях владельцы брэнда стремительно исправили этот недостаток. И уже к третьему фильму о приключениях Рэмбо в Афганистане сериал приобрел все черты трэшового боевика: немотивированное насилие, картонная игра актеров, развесистая клюква о матрешках с Калашниковыми.
Тут-то и стало ясно, что в условиях Афганистана Рэмбы не только не размножаются, но и приживаются плохо. Кассовые сборы были катастрофически унылы, и сериал окончательно откочевал в дебри псевдопатриотической агитки, прочно заняв место где-то между «Железный орлом» и «Красным скорпионом».
А фанаты персонажа, тем временем, разделились на две неровные части: чуть поменьше — это те, кто остался верен первому фильму (и ваш покорный слуга из их числа), и чуть побольше — тех, кто с радостью принял разгулявшуюся удаль Слая. Поэтому оценивать новый фильм надо очевидно дважды. Как фильм в жанре военной драмы и как фильм в жанре «рэмбобоевик». Для любителей обоих жанров у меня есть ровно по две новости: хорошая и плохая. А уж кому какая достанется — решайте сами. Начало ленты напоминает о самом первом фильме, а финал круче, чем у афганской эпопеи со взорванным вертолетом.
Поначалу может показаться, что очередной «Рэмбо» вырос из коротких штанишек военно-полевой политинформации с элементами цирка и делает серьезную попытку переместиться в область венной же, но драмы. И действительно, всю первую половину фильма зритель видит неплохую игру актеров и в разы подросшую режиссуру. Никаких «коммунистических атаманов» с большими ножами, желтыми звездами и погонами, похожими на солнечные батареи МКС. Временами всё происходящее начинает напоминать документальное кино, и в памяти всплывают не худшие представители жанра, вроде «Кровавого алмаза» или «Королевства». Конечно, сцены казни бирманских пейзан несколько излишне кровавы, но уж очень натуралистичны. Отрубленные руки, разорванные головы, разлетающиеся на противопехотных минах тела… Прямо «шокирующая Азия». Но любители «реэмбобоевика» скучают.
Но вот дело близится к развязке, Рэмбо вступает на тропу войны, отковав для острастки огромное мачете из куска арматуры, и вытащив на свет божий свой любимый лук. Кстати, казалось, что после «Гремлинов 2» и «Горячих голов 2» брать в руки лук Рэмбо просто-таки противопоказано. Ан нет, видимо, стрела в башке смотрится круче незаметной пульки. Праздник приближается.
На зрителя обрушиваются кровавые сцены, одна круче другой. Вот наемники, изящно, по часам вырезают вражеский лагерь. А вот уходя о погони, Рэмбо взрывает в джунглях колоссальную британскую авиабомбу времен второй мировой войны. Впечатляющее зрелище, напоминающее чем-то тунгусский метеорит в миниатюре. Но пока еще все достаточно прилично, за все время Слай самолично вырвал всего лишь только одну глотку, правда, сделал это голыми руками. Ну, еще немного пострелял из лука, но так — умеренно. Фанаты ерзают в нетерпении.
Однако у создателей, окромя бонбы, в кустах лежит еще один рояль, в виде гросс файнал бэттл, что в переводе с самого демократического языка в мире означает — решительный махач. Именно в тот момент, когда зритель уже окончательно настроился на серьезное кино, когда реальность фильма начала обретать черты правдоподобности, и даже местами, прости господи, документальности, вот в этот самый момент авторы наносят ошеломительной силы удар по расслабленной психики собравшихся.
Дальнейшее рубилово (иначе и не скажешь) вогнало бы в краску самого Джорджа Ромеро. Он-то гасил мертвяков, а вот чтобы расправится с таким же количеством, но живых людей?!
Плюнув на эффектный, но неэффективный лук, и окончательно озверев от вида не ценящих демократические принципы людей, Джон Рэмбо становится за крупнокалиберный пулемет, предварительно порубив при помощи мачете доверчивого вражеского пулеметчика. И праздник наступает.
Особенно умиляет способность злобных врагов свободы плодиться под смертоносным огнем нашего героя. Чем энергичнее Рэмбо поливает их огнем, тем больше их становится. В самом начале сцены мы видим десяток бирманцев, которые умирают в ближайшие полторы секунды. Но это не мешает режиссеру показывать все новые и новые толпы наступающих откуда-то вражеских солдат. И вот уже едут машины, плывут пароходы и все они сразу в прицеле Джона Рэмбо. А король эпизода — крупнокалиберный пулемет Браунинг М2, с бесконечной, судя по всему, лентой, рвущий тела врагов на куски. Фанаты рукоплещут.
Остальным немного плохо от количества изуродованных тел и крови.
Так что чуда не произошло, в одну реку не войдешь дважды, а уж в джунглях, окромя как крошить и мочить, делать больше нечего. Перед нами достойное продолжение двух последних частей эпопеи, и рекорд количества смертей на единицу экранного времени в очередной раз взят. Причем без малейших усилий. Заодно американцы показали, что будет с теми, кто не хочет быть свободным. Вам не хватает свободы? Не толпитесь, всем хватит. Вам какого калибра?
Последние кадры столь же эпичны, сколь и классичны, и повторяют начало самого первого фильма: чуть поседевший старина Слай, в зеленой солдатской куртке времен вьетнамской войны, с солдатским же мешком на плече, идет по дороге к указателю, на котором значится «ферма Рэмбо». Вот оно как оказывается. А говорили, это позывной, а Джон прикидывался круглым сиротой. Здравствуй папа, я вернулся, кажется, родине я снова нужен. Наконец-то. Ну и конечно, фирменная сталлоновская слезинка в уголке глаза.
Одним словом, до встречи в кино. Но на выходе, я вас умоляю, продолжайте его любить.
1182 Прочтений • [Рэмбо IV: Бог войны] [16.09.2012] [Комментариев: 0]