Американское самокопание — величина стабильная, и с годами от неё можно ожидать лишь роста и укрепления. По большому счету, нам бы из наших сибирей до их этого самого было бы такое же дело, как до температурных колебаний в каком-нибудь Мозамбике. Но разница здесь в том, что если про погодные аномалии Мозамбика фильмов на большой экран пока не выпускают, то плеяда занудствующих американцев, выстроившаяся в очередь за порцией самобичевания, грозит уже превысить по своей численности все разумные пределы.
Безусловно, есть в этом американском народном процессе какое-то даже зерно истины и подлинной разумности. Если из этих самых публичных самоэкзекуций извлекаются какие-то убер-гениальные идеи — почему бы и нет, снимите ещё одну «Двойную порцию» (про актуальную проблему фастфудов) или «Королевство» (про, судя по всему, вечноактуальную проблему войны в Ираке, да и внешней политики вообще). Но весь этот бессмысленный пафос, с которым преподносятся зрителю вещи наподобие «Охоты Ханта»… Полно вам, неужели вы всерьез верите в то, что снимаете?
Мы-де, Независимые и Свободолюбивые Граждане Соединённых Штатов Америки™, в свободное от защиты униженных и оскорблённых время исполняющие ещё и некоторую журналистскую работу (как то: плановые выезды за границу с целью привнесения и прививания всеобщего равенства и братства), приехали в очередную Братиславу богом забытый уголок под названием Босния и увидели здесь такие ужасы, каких весь цивилизованный мир (в нашем, опять же, лице) за всё время своего существования не видывал. Это мы раскрываем все важнейшие преступления века, спасаем мир от Гитлера, бен Ладена, арабских террористов, марсиан и русских. А вот Евросоюз сидит у себя в Гааге и жрёт пончики. А мы спасаем мир.
Символизм, который пытался донести до зрителя режиссёр Ричард Шепард путем своих нехитрых манипуляций с глуповатого вида индусом, представляющим ООН и поедающим те самые пончики, настолько смешон, что говорить обо всех этих почти что индианоджонсовских лихорадочных поисках Святого Грааля сербского военного преступника и, в одном лице, главного антидемократа как о чем-то серьезном и приводить некие доводы в пользу логики даже как-то глупо.
Американские журналисты настолько суровы, что срываются на мат прямо в прямом эфире. Право слово, это всё, конечно, трогательно и даже где-то похоже на правду — но в том больше заслуги Гира, нежели режиссёра и сценариста (как водится в таких случаях, в одном лице).
К несчастью, актёры (с переменным, правда, успехом) подыгрывают Шепарду в этом нелепом театре абсурда — все до единого, начиная с преданого анафеме журналиста и до сурового вида славянина Срджана с вытатуированным на лбу «Умер при рождении».
Зритель сопереживает? Отнюдь, зрителю смешно, хотя и вовсе не потому что перед нами комедия. Все отсылки к реальности в фильме настолько излишни, что хмурить брови и показывать пальцем (по большей части, в небо) у Шепарда получается убедительно лишь для себя самого. Бесплатный телефон, по которому нужно звонить в случае поимки или просто обнаружения местного олицетворения зла и террора, работает только при звонке из Америки — это режисёер заметил, чем не замедлил поделиться со зрителем. Однако, куда более смешную вещь игнорируют как актёры, так и сам режиссёр: надпись рядом с этим телефоном также написана на английском языке. Это, на минуту, на плакатах в Боснии. Как это правдоподобно и по-американски, ей-богу.
И пора уже, черт возьми, что-то делать с этим миром, если фильмы начали снимать, основываясь на журнальных статьях. Так и до этикеток на пивных бутылках недалеко.