Нет, что ни говорите, а хорошая комедия — вещь очень специфическая. Если плачут люди приблизительно под одним и тем же предлогом (жалко себя, любимых), то смеются как минимум по сотне поводов, причем самых разнообразных. Вот и поди угадай, заставь смеяться всю без исключения публику в зале. «Камеди-клабу» это давеча не удалось. Оказалось, что слово «насрал» не обладает такой могущественной магической силой, как это виделось создателям «Самого лучшего фильма». Этот факт несколько обескуражил, так что в поисках этой самой магической силы смеха пришлось отправиться на премьеру «Астерикса на Олимпийских играх».
Надо сказать, что французская комедия — вещь ещё более специфическая. Каждый народ хохочет немного по-своему: немцы над тем же, над чем и Харламов с Галустяном, англичане над абсурдом, мы русские, большей частью над собой, а вот французы смеются над человеческим горем. Нет, серьёзно, посмотрите любую комедию Лелуша или Зиди — всё самое смешное там — злоключения персонажей. Причём чем им хуже, тем залу веселее. Эта специфика не всегда приходится мне по сердцу, а вся серия «Астерикса и Обеликса» именно такова — это типично французский юмор, с падающими на головы каменными глыбами, разбитыми носами, выбитыми зубами и поломанными рёбрами. Не спорю, это смешно, Жерар Депардье, опять же… А римлян мне всё равно жалко.
Ожидалось подобное и в этот раз, но «Астерикс на Олимпийских играх» оказался приятным исключением. Нет, там тоже полно переломов и синяков, но всё же смысл фильма оказался несколько иным.
Тут стоит немного вспомнить о самой серии комиксов «Астерикс и Обеликс», что родилась в далёкие 50-е как оружие борьбы с тлетворным влиянием американской культуры на французскую молодежь, а надо сказать, что вся Европа находится в перманентном состоянии войны с заокеанским влиянием. Французы же решили выбивать клин клином: использовать против злобных американских продюсеров их же оружие, типично американское изобретение — комикс. Даже сюжет его предполагал некое отражение этой борьбы: два протофранцуза — галлы Обеликс и Астерикс — с помощью волшебного, но очень национального зелья защищают родную деревню от агрессии римлян, читай империи США. В сущности, национализм чистой воды. Но смешной.
Первый комикс об Астериксе, созданный французским художником Альбером Удерзо и писателем Рене Госинни, появился в журнале «Пилот» в 1959 г. Там же появились друг Астерикса Обеликс и пёс Идеяфикс. С тех пор комикс переведен более чем на 100 языков и является самым успешным международным проектом французской культуры. Ну, сразу после старины Дюма.
Соответственно, появление фильмов было не более чем вопросом времени. Сериал неспешен: первый фильм «Астерикс и Обеликс против Цезаря» появился аж 9 лет назад, и снимал его легендарный Клод Зиди, причём фильм сразу позиционировался как некий ответ Голливуду и был заявлен самым дорогим в истории французского кино. Затем были «Миссия Клеопатра» Алена Шаба, — ещё более масштабная и дорогая, несколько более гламурная, но вполне в духе первой серии.
И вот, новый фильм. Сменили режиссёра, им стал продюсер сериала Тома Лангманн — немного не по-французски, но бизнес есть бизнес. Не согласный с этим решением, из сериала ушел Астерикс — Кристиан Клавье, а его место занял обладатель «Сезара», больше театральный актёр Клови Корнияк. В фильме этот эпизод даже обыгран: «Астерикс, ты изменился! Стал моложе, стройнее».
Немного изменился и сам фильм. Только он стал, наоборот, несколько просторнее и шире. В отличие от предыдущих серий, лента просто напичкана ссылками и аллюзиями не только на мировой кинематограф, но и на спорт и моду, и вообще на всё, что мы привыкли называть «шоубизом». Причем, французы равно подтрунивают и над собой, и над своими соседями, одним словом надо всем сразу. Здесь вы встретите и интеллектуальный юмор монтипайтоновского разлива, и чисто французские гэги с перекошенными рожами, и комедию положений, и психологический комизм. В фильме достаточное количество ярких персонажей и очень остроумных диалогов. Не туповатых или подчеркнуто «смешных», а именно остроумных.
Сюжет фильма прост, и, как положено в комедии, немного абсурден: галл по имени Полюбвикс влюбляется (ну с таким-то именем!) в греческую принцессу. Её же хочет взять в жёны и сын Цезаря (sic!) Брут. Выход один: царь Греции объявляет олимпийские игры, победителю достанется его дочь. Галлы подают заявку на участие, основа галльской сборной: Астерикс, Обеликс и пёс Идеяфикс.
Но пусть вас не обманывает это простота сюжета, фильм, напротив, стал более насыщенным. Особенно в части актёрской игры. Для начала Цезарь. Это и в самом деле Цезарь, то есть король французского кинематографа Ален Делон. Надо видеть, с какой самоиронией Делон играет самовлюбленного правителя, намекая на собственную актёрскую репутацию: «”Сезара” мне за роль Цезаря. Аве мне». Роль эта небольшая, но Делон настолько ярок и органичен, что действительно становится в глазах зрителя настоящим Цезарем.
Великолепен как всегда Депардье. Мало кто это замечает, а ведь роль-то у добродушного Обеликса явно второго плана, но тем не менее никто не взялся бы утверждать, что она не главная. На это раз Депардье порадовал ссылкой на самого себя: в фильм плавно вползли осколки другой роли, а именно одной из самых выдающихся у мэтра, образа Сирано де Бержерака. Как и в драме Эдмона Ростана, Обеликс пишет за главного героя Полюбвикса лирические стихи, адресованные греческой принцессе, так же совершенно случайно носящей совершенно «греческое» имя Эсмеральда.
Отдельно хочется отметить пока ещё относительно малоизвестного французского комика Бенуа Поэльворде в роли коварного Брута. В принципе это едва ли не главный актёр фильма, именно на нём построен весь комизм сюжета. Отличительной особенностью этого парня является неизменное подражание великим французским комикам прошлого, да и настоящего. В своем первом фильме «Велосипедист» он с разной степенью успеха, но весьма заметно косил под Пьера Ришара, а в «Согласно Чарли» немного угловато примерял на себя фрак Бельмондо. Но в «Астериксе» Бенуа превзошел себя, в буквальном и переносном смысле этого слова. Во-первых, он посягнул на святое: покусился на маску самого Луи де Фюнеса. А во-вторых, он сделал это почти безукоризненно. Без передавливания, довольно сдержанно, не обезьянничанья (а попробуйте представить легенду французской комедии без обезьяньих гримас!), с известной долей импровизации, но главное — очень похоже. Похоже скорее по духу, нежели поверхностно, по форме. В результате, персонаж Брута — это настоящая звезда фильма: «Испугался? Думал, я тебя четвертую? Ну я же не чудовище… Думал, я его четвертую… Бросить его к львам!»
Ну и, конечно, апофеозом фильма являются гонки. Несущиеся по арене цирка массивные, причудливого дизайна римские колесницы, это, я вам скажу, что-то! Причём, несмотря на обилие спецэффектов в фильме (а лента стоит 79 миллионов евро, самый дорогой европейский проект на сегодня), квадриги — самые что ни на есть живые. Эти умопомрачительные по сложности съёмки сразу вызывают уважение. А уж когда в кадре появляется не кто-нибудь, а сам Михаэль Шумахер, на шикарной красной колеснице, да не один, а со всей своей полевой командой во главе с главным инженером «Феррари»: «Михаэль, песок мокрый, трасса тяжелая. Я набил по пять шин на колеса, другие увязнут, а у тебя будет лучшее сцепление». Поэтому сцена в древнеримском «питстопе», когда техники меняют колеса экипажа и поят коней — это лучшая пародия, которую мы видели за последние годы.
Даже постфинальное действие, свадьба главного лирического героя с греческой принцессой, где появление новых видов спорта — игры бычьим пузырём «рукобол» и «ногобол», демонстрируют не кто-нибудь, а Зидан с Бэкхэмом, явно больше, чем просто эпизод, это полноценный вставной аттракцион, короткометражный фильм в фильме.
Одним словом, самое главное достоинство ленты — это её насыщенность. Кому-то это покажется перебором, в фильме действительно мелькает слишком много знаменитостей и реализовано слишком много побочных сюжетных ветвей, но я думаю иначе. Это отличное вложение моих денег в полтора часа искреннего смеха и хорошего настроения. Кто-то ещё может похвастаться такой же удачной покупкой?
До встречи в кино.
708 Прочтений • [Астерикс на Олимпийских играх: Аве мне] [16.09.2012] [Комментариев: 0]