Попытки снимать жанровое кино в России всегда вызывают лёгкое умиление. Ведь и ежу понятно, что ближайшие лет 10-20 мы ничего приличного в жанре не увидим, просто не учат у нас этому нигде. Тем не менее, раз в месяц на экраны послушно выходит жанровое кино отечественного разлива, и зритель послушно идёт в кинотеатры, чтобы потом долго обсуждать ляпы очередного «небессона».
Олег Фесенко по-детски предан жанру (за спиной у него постановка «Ведьмы»), видимо, неукротимое стремление поиграть в страшилки ли, в гоночки ли, движет режиссёром. Бедолага не может найти себе учителей в своём отечестве, ну, в самом деле, не к Алексею Герману же ему за советом обратится. Вот и снимает, и пишет сценарии — стараясь аккуратно перелицевать иноземные образцы. Больше всего в фильме «Стритрейсеры» калек с фильма «Такси», но вспоминается ещё и, разумеется, «Форсаж», и даже «Угнать за 60 секунд». Практически ничего своего, что обидно.
Степан (Чадов) приходит новеньким в компанию навороченных тёлок и крутых тачек, он довольно быстро ломает свою, потом тачку главаря банды (немудрено, ведь у неё лопнувшее колесо), потом уводит его телку Катю (Марина Александрова) и дальше в том же духе. В фильме обязательно появятся наркотики, оборотни в погонах, гонки в подземных гаражах, гонки по ночному городу, а связывает между собой всё это безобразие туповатый главный герой и его чувства к девушке Кате. При этом выпяченная под 8 марта любовная линия в фильме — это, пожалуй, самое жалкое, что в нём есть.
Пытаясь совместить плохую театральщину со сценами из порнофильмов (крутая машина, девушка, душ) Чадов и Александрова начинают тривиально раздражать, не забывая при этом очередным пассажем притормозить сюжет, хотя и оба актёра исключительно хорошо смотрятся на фоне руля.
Когда идёшь на фильм «о тачках», тебя прежде всего интересует, как же они снимут гонки, сколько машин разобьют и прочая, а не сколько раз нам продемонстрируют боевой фасад главгероини. Так вот, гонки сняты не то чтобы плохо. Вполне пристойно снятые гонки. Внутри подземных парковок тусовщики сбивают бетонные опоры, а вместо флага пользуются юбкой длинноногой барышни, будьте спокойны. На ночных улицах Питера они провоцируют многочисленные аварии среди машин ДПС, вполне убедительно втапливают вдоль реки Невы, а из грузовика при этом выпрыгивают парни в чёрных масках и на роликах. Самая же успешная гонка в фильме — последняя, где гонщики перепрыгивают через разведённый мост, таранят джип и роняют в кювет гигантский грузовик, предварительно под ним проехавшись.
То есть гонки оператору удалось снять убедительно и динамично, но за съёмку людей — ему просто хочется оторвать руки. Сверхкрупные планы используются как единственный известный науке приём, в кадре в основном видны носы и глаза людей, а также все неровности их кожного покрова. Но это ладно — самое досадное, что чаще всего на этих носах и глазах просто нет фокуса, тогда смотреть становится просто невозможно.
Основную же часть фильма всё-таки занимают машины и их движение. Вот вопрос, какой же звук будет в фильме, где постоянно едут машины? Ничего умнее, чем подложить бесконечный саундтрек, состоящий из каких-то невообразимых дворовых песен и парочки зарубежных (может быть, это важные для субкультуры мелодии, я не знаю) не было придумано. Отсюда чёткое ощущение, что ты смотришь череду клипов на заявленную тему, а никакое не кино.
При всей его картонности и примитивности, фильм явно не дешёвый (одни машины, вертолёты и каскадёры чего стоят). Откуда же Фесенко взял столько денег? Я думаю, что разгадка в нашем наивном отечественном продактплейсменте: Мегафон, Немиров, радио «Энерджи», а главное — разнообразные сигареты. Краеугольным камнем приличного бюджета стала пропаганда курения. Герои курят при каждой удобной возможности. Редко когда в кадре появляется человек без сигареты в зубах. Правда-правда, единственная пристойная сцена с людьми состоялась только из-за навязчивой потребности героя курить (его избивают, а он закуривает). Юные актёры вовсю пропагандируют рак лёгких, а пожилые — алкоголизм, красота!
Вот такое оно, наше жанровое кино, хочешь много денег — пусть в фильме выкурят тысячу сигарет. Очевидно, что никакой достойный человек за такой проект не возьмётся (вот только Фесенко возьмётся), что актёры будут только жадные (ну денег кому не хватает) или второсортные, что в прокате такая дорогая картина не окупится (но этого и не ждут), зато все вкладчики в лице табачных компаний останутся довольны. Всем сёстрам по серьгам. Так и живем, так и будем жить ближайшие лет десять. Поэтому, на мой взгляд, лучше взять в прокате старое доброе «Такси» и не тратить деньги на эту сложнопостановочную дрянь.