Вот что такое пафос? Так сразу и не придумаешь. Нечто глобальное и широкое, то, что плохо согласуется с понятием «меры» и «вкуса», то, что явно слишком и явно чрезмерно. Не слишком понятно. Поэтому воспользуемся более простым определением: пафос это то, что абсолютно отсутствует в сказочной картине Марка Уотерса «Спайдервик: хроники». Но, к сожалению, это главное, и едва ли не единственное достоинство фильма.
В целом, то, что Голливуд в последнее время увлекся адаптациями литературных произведений, это положим, неплохо. Это даже отлично, потому как то, что делают штатные сценаристы Голливуда, давно уже не лезет ни в какие киноэкраны. Единственный осадок, оставшийся у зрителей после их удачной забастовки, это сожаление «а надо было просто уволить».
Поэтому, ещё одна экранизации книги, а точнее полукниги-полукомикска, написанного американским иллюстратором Тони Дитерлицци на пару с писательницей Холли Блэк в 2003 году, это даже хорошо. Тем более, детского кино никогда много не бывает, уж лучше сказка, чем очередная кровь и грязь взрослого мира. Но в экранизации от Марка Уотерса есть один очевидный изъян — «ещё одна». Смахивает на ленту конвейера.
Итак, семейство Грейс, в составе пережившей развод матери, довольно взрослой дочери, увлекающейся фехтованием, и пары близнецов среднего школьного возраста, в связи с этим самым разводом переезжают в дом своей тёти/двоюродной бабушки, по причине душевного разлада переселившейся в заведение соответствующего медицинского профиля. Дом и на первый взгляд кажется им старым и малопривлекательным. А уж при знакомстве с ним и вовсе становится не по себе: везде паутина, хаотично нагромождённые старые вещи и очень много соли. Ещё и вещи стали пропадать. К чему бы это? Да уж ни к чему хорошему, это точно.
И верно, стоило одному из близнецов забраться на чердак, как он обнаружил там сундук, а в сундуке — нет, не яйцо со смертью Кощея, но вещь тоже, безусловно, загадочную — «Путеводитель по магически мирам». Да ещё написанный их прадедушкой без малого 80 лет назад. Причём к книге приложена записка «Ни в коем случае эту книгу не читать». Есть ещё какой-то способ заставить читать 13-летнего мальчишку? Вряд ли.
События, которые последовали вслед за этим, ожидаемы: оказывается, в доме присутствует самый настоящий домовой, который охраняет всё жилище, и что наиболее важно — волшебную книгу, а в лесу вокруг дома живёт множество чудных существ, дружественных и не очень. А поскольку знание это сила, часть из этих существ, а именно компания глуповатых, но злобных гоблинов во главе с могущественным огром мечтает завладеть волшебной книгой. А для этого им надо уничтожить дом и его обитателей. Вот и выходит — война. Пусть и волшебная и часто водевильная, но смертельно опасная.
К сожалению, многообещающая завязка, и набор довольно качественных спецэффектов не вылились в искромётное зрелище. Сюжету катастрофически не хватает событий и интриг. Создателей подвело стремление следовать литературному оригиналу, хотя давно уже известно: книги и фильмы — вещи несколько разные, то, что в книгах занимает значительный объём, в фильме часто реализуется одним-двумя планами. И наоборот, то, что в книге выражено одной фразой — «виляя и уворачиваясь от ножей и поварёшек, крыса бросилась через кухню к выходу» — в фильме может стать отдельной впечатляющей сценой. Что мы и видели в «Рататуе». Увы, у создателей «Спайдервика» до этого руки не дошли. У них персонажи просто бегут, просто падают и слишком много беседуют. Без особого остроумия.
Конечно, ставка создателей фильм была ровно на одного живого персонажа, близнецов Джареда и Саймона. Да, человека два, а исполнитель и образ, увы, один — любимцу публики «шоколадному» Фредди Хаймору не удалось воплотить в жизнь сразу двух героев, что само по себе отнюдь не тривиальная актёрская задача. Впрочем, Хаймору вообще не надо было ничего воплощать, так как образ мальчика, столкнувшегося с волшебным миром, он реализовал недавно у Люка Бессонна в ленте «Артур и минипуты». Вторичность роли трудно не заметить, как впрочем, и общую бледность всех живых персонажей фильма. Даже такой блестящий исполнитель, как Ник Нолте, увы, не смог сделать ничего с прописанным для него персонажем — злобным огром. И, клянусь магией, не его в том вина.
Зато компьютерные персонажи, на которых и держится весь, скажем так, жидковатый сюжет, весьма симпатичны и о них хочется сказать особо. Творения знаменитого художника по персонажам Дзжимма Хэнсона, творца уморительных кукол «Маппет-шоу» и жутковатой красоты персонажей «Лабиринта», тоже начисто лишены какого-либо пафоса. Они не впечатляют как дивизии злодеев из «Властелина колец», или живописные полуактёры, полумодели «Беовульфа», но от них явно веет жизнью и теплом. Они достаточно ярки, наделены убедительными характерами и поведением, и все сплошь без исключения забавны.
Забавно также то, что создатели фильма намеренно решили никого не пугать. Нельзя сказать, что сказка о путеводителе Спайдервика — это рождественская история с рюшечками и розовыми бантиками, рассказ о верблюдиках, делящих яблочко, но тем не менее, режиссёр сознательно дистанцировался от жанра фэнтезийного триллера. Прикольно, местами даже смешно, но ни в коем случае не страшно. И это, пожалуй, главная находка авторов — на этот фильм можно пойти с самыми впечатлительными детьми. Вот только фантазии бы создателям побольше.
Потому, что в целом в сюжете «Спайдервика» вы не увидите ничего нового. Как бы всё уже где-то и было: волшебный атрибут, который всем позарез нужен, кого-то норовят зарезать, мир фантастических существ, находящийся рядом с миром реальных людей, волшебства, полёты на грифонах и обязательный в этих случаях главный, самый главный и большой злодей. Всё уже где-то было, и что самое неприятное, на экранах нашло воплощение в самое недавнее время. «Мост в Терабитию», «Хроники Нарнии», уже упоминавшийся мною «Артур и минипуты» — всё это фильмы-близнецы. Совсем как главные герои фильма — один мальчик в двух персонажах. Вариации на одну и ту же, бесконечную тему.
Не уверен, что фильм ждёт бешеный успех, картине явно не хватает «перчика», какой-то яркой индивидуальной особенности. И если уж говорить в гастрономических терминах, то в финале явный перебор со сладкими ингредиентами. Удерживаясь весь фильм от патетики и нравоучений, создатели явно переборщили с этим делом под занавес. Отсюда мораль: не насилуйте себя ограничениями, если чего-то хочется, делайте это сразу. Чтобы потом знать меру.
А экранизация второго романа из серии «Спайдервика», тем временем, уже анонсирована.
Так что, никуда мы не денемся, до встречи в кино.
1221 Прочтений • [Спайдервик: хроники: Не читайте эту книгу] [16.09.2012] [Комментариев: 0]