Как бы мы не толковали многосмысленное название фильма «Золото дураков» по пути в кинотеатр, после просмотра нового творения Энди Теннанта не покидает мысль, что и не пирит это вовсе, а деньги, оставленные в кассе часа эдак два назад. Кто же больше всех одурачил ни в чём не повинных зрителей, которые «не корысти ради, а токмо волею» неизбывной тяги к приключениям отправились морем к очередному острову сокровищ?
Нет ничего губительней для приключенческой комедии с элементами любви в интерьерах дорогого яхтклуба, нежели плохой сценарий. Зрителя упорно стараются отвлечь от сюжета шумом набегающей волны, открыточной безмятежной синью морской глади, тревожимой лишь взрывами яхт и редкими выстрелами афроамериканских пиратов XXI века, но все эти слишком уж бесхитростные уловки лишь подчеркивают очевидное — сценарное судно село на мель.
Причём страдают все, в том числе Хадсон и Макконэхи, уже добившиеся успеха на ниве романтических комедий — и в паре, и порознь; уж они-то могли надеяться на то, что им предложат как минимум смешной сценарий, а их всего лишь вежливо попросили раздеться (кого до торса, кого до бикини) и произнести несколько псевдосмешных реплик из серии: «Мой муж хорош в трёх вещах: поиске сокровищ, добывании денег на поиск сокровищ и ещё в одном…» или «Где ты научился управлять самолётом? — “Плейстэйшен”, милая… »
Что собственно плохого в том, чтобы несколько раз — и намёком, и прямо — сказать зрителю-недотёпе, что герой Макконэхи знатный любовник? Да ничего. Только тезис этот, неоднократно и назойливо озвученный, напоминает надоевшую, обглоданную со всех сторон кость: и взять её страшно, и за борт не выбросишь, а то ещё Большой Банни пристрелит за загрязнение частной морской собственности.
Почему же сценаристы забыли прописную истину, подтверждённую столетним опытом кинематографа: в историях про сокровища и смельчаков-кладоискателей главное — яркие, харизматичные характеры героев? В фильме Теннанта персонажи с удовольствием повествуют о достоинствах и недостатках друг друга, да что там характеры героев — вся история представляется именно рассказанной, но не показанной, а ведь кино — это ещё и «движущиеся картинки».
Судите сами: «Он безответственный, я даже за учёбу в колледже сама платила, он всё время врёт и никогда не изменится. У него даже машины нет…» Не должен разве характер персонажа в кино хоть как-то проявляться в действии и поступке, а не быть просто описанным кем-то стоящим рядом в кадре, да и отношения героев между собой тоже не мешало бы показать в перипетиях сюжета, а не рассказывать о них.
Кажется, авторы всерьёз полагают, что смс друзьям «две недели с папой — убейте меня» можно считать неким особым выразительно-изобразительным средством. А сцена игры Дональда Сазерленда с «лапочкой-дочкой» в карты и вовсе вызывает лёгкое раздражение, потому что присутствует в картине только для того, чтобы опять же проговорить грустную историю любви миллионера и бедной провинциалки — карточного шулера.
Весь фильм словно разъяснение съёмочной группы, которое обычно даётся в многочисленных интервью во время промоушена картины. Мэттью Макконэхи может сколько угодно рассказывать журналистам, что «это, мол, фильм о том, что никогда нельзя отказываться от своей мечты», а его герой Бен может бесконечно уговаривать Тессу, что нужно всегда надеяться на исполнение мечты, особенно если речь идёт о затонувших сокровищах, которые ты искал долгие восемь лет, но зрителя эта мысль не трогает и сопереживать героям не заставляет.
То, что «надежда — наш компас земной», мы знаем ещё с начала семидесятых годов прошлого века, а где же комедия с остроумными репликами и смешными ситуациями? Шпага, вонзающаяся в палубу, чуть не задев стройные ножки Джеммы — не в счёт. Во-первых, не сказать, что очень уж смешно, а во-вторых, эпизод был в трейлере, так что для многих — не нов. То же касается и сцены с участием той же шпаги, где изюминкой служит возглас: «Когда её последний раз точили?» В трейлер, конечно, нужно включать лучшие моменты фильма, но стоит ли так поступать абсолютно со всеми (и весьма немногими) удачными эпизодами — не вопрос, а приговор.
В общем, погони есть, сокровища того и гляди найдутся, милые побранятся, да тут же и потешатся… Но вся эта вполне динамичная картина с нескучной, бодрящей музыкой как-то не складывается в настоящий приключенческий «дивертисмент». Не потому ли, что Теннанту не удалось выдержать весь фильм в заявленном с первых кадров духе пародийного, ироничного скетча на заданную тему.
Определённые достижения на этом поприще, конечно, есть: к ним можно отнести водную погоню Бена за шляпкой Джеммы. Но гораздо больше в фильме сцен и персонажей, которые, к сожалению, так и остались далёкими от иронии и по-настоящему весёлой комедии: горе-сотрудники Большого Банни, пытающиеся утопить ныряльщика-подводника, выглядят скорее лубочно-глупыми, нежели комедийно-пародийными. Образ героя Сазерленда настолько уныл и заезжен, что даже неловко делается за ветерана МЭШа. Персонаж Джеммы — «спешиал гест стар» из анекдотов без особой привязки к конкретной истории: в таком же образе она могла бы появиться ещё в десятке фильмов.
После повеселившего народ «Метода Хитча» Энди Теннант разыграл перед нами кинопартию на тему «как избавиться от сюжета за десять минут». Или от зрителя?.. В любом случае, публика сама решит, нравятся ей эти кладоискатели или нет. А тема-то вечная: лёгкая нажива и нелёгкий путь к ней по морям с иронической усмешкой на устах и красоткой на борту. Классика жанра.
Например, у Джона Хьюстона в «Посрами дьявола» это были Хэмфри Богарт и Джина Лоллобриджида. Вот уж кто-кто, а мистер Хьюстон никогда не забывал о сюжете и умел так закрутить, а потом и раскрутить его, что не то что зрители — сами герои фильма изумлялись. Как хохотал Богарт, прочитав телеграмму Гарри жене: «Приобрёл земли, которые хотел украсть Питерсон. Стану урановым королём, если переживу страшную простуду. Намерен пересмотреть твоё ужасное поведение, если присоединишься ко мне и привезёшь грелку!»
Любите кино.
739 Прочтений • [Золото дураков: На недельку, до второго] [16.09.2012] [Комментариев: 0]