Всё-таки удивительное это дело, комиксы. С одной стороны о них традиционно принято высказываться в ругательном ключе — за синие рейтузы и красные плащи, за общую упрощённость и кич, а в последнее время, возвращаясь к конкретным киношным воплощениям, ещё и за затяжной «синдром сиквела», когда авторы и исполнители до того сами устали от своих детищ, что начинают уже почти сознательно закапывать их поглубже, чтобы не вылезло. С другой же стороны комикс как жанр каждый раз не перестаёт удивлять новыми возможностями для своих киновоплощений, не техническими, нет, хотя и тут простора хватает, а именно жанровыми, стилистическими и сюжетными.
Не проходит и года, чтобы на фоне иного заплаканного эмо «Человека-паука 3» не появился свой «Город грехов» или свои «300 спартанцев» — фильмы, которые можно ругать или хвалить, но самое главное, фильмы, достойные обсуждения, несущие кинематографу в целом массу свежего материала для осмысления, снова доказывая мысль о том, что комикс из «неэлектронных» искусств — жанр, самый близкий к кинематографу по своей сути. А значит — идти им под руку ещё долгие годы ко взаимному удовольствию.
«Железный человек» в этом плане не столь революционен, он не предполагает переосмысления подхода к картинке и сюжетной канве, но что он выбивается из вновь наметившегося общего печального видеоряда, несомненно. Заметим сразу, что это первое сольное кинопроизводство «Марвел», и потому чуткость отношения к продукту была гарантирована. То, что эта чуткость временами даже начинала зашкаливать — отдельный разговор, для начала же стоит сказать, что если нам обещали кино без подростков (пусть и с рейтингом PG-13, то есть снятое всё равно — для них), то обещание будет исполнено.
Тони Старк, комикс-альтерэго Говарда Хьюза, о котором Скорсезе снял своего «Авиатора», не пытается закончить колледж или устроиться на работу фотографом, он даже не вырос на ферме, упав на неё с неба, у него нет и не будет никаких супергероических способностей кроме острого ума и инженерного таланта. Он циничен и богат, никогда не носит трико и начинает наше знакомство подробностями своих взаимоотношений с девушками журнала «Максим», он разрабатывает оружие и торгует им, вместо того, чтобы делать атомную бомбу, как делал оную его отец, а вообще он пацифист и мизантроп, посещающий полигоны и вечеринки исключительно для удовлетворения собственного эго. Показательные испытания ракеты «Иерихон» для него — эффектное представление, приносящее миллиарды.
Ладно с ними, с подростками, такого бондоподобного учёного мировое комиксостроение ещё не знало. Ауди R8, собственный «домик в деревне», фурутистический аэроплан с дискотекой-аварией и скептиком-пилотом на борту — вот его супергероические признаки, а вовсе не прорезающийся в развитие сюжета талант к тяжёлому машиностроению. Впрочем, до него ещё нужно добраться.
«Марвел», повторюсь, так любит своего героя, что в итоге история его заточения в афганской пещере (комикс-основа успела побывать на этот счёт аж во Вьетнаме, минуя первую войну в заливе, добравшись к талибам только теперь), уместившись в десятисекундный ролик без малейшей потери качества, занимает в итоге добрую половину хронометража. Если не углубляться в саму техническую возможность сборки чего бы то ни было, не исключая покуда не существующий в природе фузионный реактор в условиях афганской пещеры (привет, Усама), тут самый забавный момент состоит в том, почему несчастные талибы всё-таки не сумели отличить полусобранный Марк I от полуразобранной ракеты.
С другой стороны, наличие в комплекте сварочного аппарата, кувалды и такой-то матери уж нашему-то человеку даёт повод верить всему увиденному, в этом есть что-то русское, разухабистое, из разряда «пусть сердечные имплантанты надфилем не чистют, а то, случись войны, они воевать не годны». Задорно и не без юмора. Одна проблема — слишком затянуто. Джон Фавро, обменявшийся режиссёрскими креслами с Ником Кассаветисом, которому в итоге случится через год выпускать комедийного «Капитана Америку», почему-то именно в пещере заметно утерял под воздействием когорты сценаристов и продюсеров запасённое чувство смешного, которого на экране достаёт и до, и после, сняв эдакий локальный вариант «Бэтмана: Начало», на полном серьёзе таская за персонажем аккумулятор от «жигулей» и вовсю рассуждая о притягиваемых электромагнитом свинцовых шрапнелинах.
Ну ничего, мы переживём и героическое вызывание огня на себя, и термояд на коленке, мы многое переживали, главное дождаться героического возвращения Старка в большой мир, ибо вот тут он собственно и покажет мировой военщине, почём нынче фунт изюму. Всех расстрелять, город сжечь.
Сосредоточившись на реинкарнации главгероя из хулигана в Луиса Корвалана, смотрящий Стэн Ли не забыл и об остальных героях. В дальнейших похождениях оружейного барона найдётся место и героической секретарше Пеппер Поттс, и колоритному антигерою Обадайе Стэйну в лице неузнаваемого Джеффа Бриджеса, и нескольким другим регулярным персонажам исходного комикса.
Весь этот плавильный котёл не устаёт вариться промеж испытательных полётов Марка II и Марка III, довольно там и неизбежного пафоса, и вполне занятных шуток в оригинальном жанре с выходом и пресс-конференцией, вот только чем дольше всё это смотришь, тем увереннее мнение — «Марвел» так старался одновременно нагородить деталей и никого не упустить, что в итоге основное противостояние почти теряется в тумане, как теряются не только водитель-телохранитель Старка (не последний персонаж сюжета и немножко один из мужей невезучей мисс Поттс) или герой Теренса Ховарда, чей статус до конца фильма так и неясен — то он скромный личный пилот, то он полковник Полковник, военный специалист по новейшим вооружениям.
Да что там персонажи, главная фишка комикса — федеральное агентство «Щ.И.Т.» вообще выродилось в вялого гражданина в чёрном, которому явно не хватает сверкалки в лапках и которому Старк всё не желает давать аудиенцию до самого финала. Тот же вопрос, почему, собственно, Абадайя Стейн стал на нехорошие рельсы и захотел приморить гражданина Старка, а также зачем он всё-таки продал в итоге талибам дебатируемый «Иерихон», вообще остаётся где-то в головах сценаристов.
В оригинале было интереснее — Стейн был тоже оружейником, конкурентом Старка, и Старка этого успешно разорил, выкинув на улицу пить, натурально, горькую, а покуда в костюме шнырял по миру с душеспасительными миссиями тот самый полковник Полковник, дожидаясь пока Старк снова станет на ноги и уж точно не полезет бить своему противнику морду в стиле «у кого башка железнее и фузионный реактор фузионнее». Пресловутое «обледенение», опять же, креатив персонально киношный, равно как и угасание синих лампочек в жидком вакууме.
Итого фильм в целом — это скорее одно большое, весёлое, красочное и высокотехнологическое «знакомство с», демо-версия, зачем-то закончившаяся безвременной и довольно дурацкой кончиной одной из сюжетных линий, и наполовину состоящая из махания кувалдой по террористическим хазам. Главное, что в нём есть — это атмосфера, настрой, а потому основное знакомство — ещё впереди, и судя по предварительным рейтингам, оно уже неизбежно. Что есть хорошо, уж больно замечательный персонаж получился у Дауни-младшего, да и Гвинет Пэлтроу на его фоне смотрится отменно.
Теперь бы Стэну Ли сосредоточиться, и второй фильм оснастить внятным сюжетом с развитием и финалом, и будет нам всем счастье.