Вот уже неделю тысячи людей с разноцветными аккредитациями перебегают по Круазетт из одной очереди в другую в надежде попасть на заветный кинопоказ и не услышать от строгого юноши в униформе: «Для людей с Вашим типом аккредитации мест нет и не будет!» Чтобы не терять время, пробираясь сквозь толпу зевак с фотоаппаратами, которые при отсутствии на красной дорожке звёзд довольствуются фотографированием фестивальной охраны, аккредитованные смельчаки «срезают угол», направляясь ко входу в зал через сквер перед Дворцом Фестиваля. В сквере стоят «дорожные» знаки для выгуливающих собак с трогательным призывом соблюдать чистоту: «Любовь к Вашим собакам начинается с любви к городским тротуарам». Ещё в этом сквере отдыхает в тени пальм картонный Джек Воробей без лица — предназначенный для того, чтобы каждый мог сфотографироваться в образе пирата Карибского моря на Лазурном берегу, одарив его своим загорелым и счастливым лицом. А под ногами Джека Пиаф-Воробья красуется надпись: «Улыбнитесь! Вы в Каннах!»
В этом выпуске:
«Голод»
«Подменыш»
«Сервис»
«Молчание Лорны»
В других выпусках:
«Граница рассвета»
«Хортен»
«Вы должны это помнить: История Warner Bros.»
«Обожание»
«Слепота»
«Вики Кристина Барселона»
«Линия Пути»
«Токио»
Тюряга
«Голод» ("Hunger"), 2008
Режиссёр: Стив Маккуин
Авторы сценария: Стив Маккуин, Энда Уолш
В ролях: Лайам Куннингуа, Майкл Фассбиндер и другие.
Программа «Особый взгляд», «Золотая камера» за лучший дебют
Настоящую, искреннюю улыбку у киномана в первую очередь может вызвать хороший фильм, а у начинающего режиссёра — победа в каннском конкурсе дебютов «Золотая камера» (Camera D’Or). Отдельной программы дебютных картин в Каннах нет, поэтому за главный приз сражаются все дебютные фильмы из разных фестивальных программ (в том числе — из основного конкурса). В этом году в фестивальных секциях набралось 22 дебюта. Сразу несколько из них — в программе «Особый взгляд».
Среди них британский фильм «Голод» режиссера, чьё имя звучит по-кинематографически гордо: Стив Маккуин (даже не тёзка!). Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших в 1981 году в британской тюрьме, где отбывали срок борцы за свободу Северной Ирландии. Брошенные за решётку сторонники ИРА продолжили протестовать, отказавшись мыться, а потом — объявив голодовку. Несколько человек умерли от голода, так и не поддавшись на уговоры властей и близких завершить акцию протеста.
В фильме много пауз, из-за чего он может показаться слегка затянутым. Но здесь паузы выступают одним из выразительных средств: усиливают эмоциональный накал эпизода, подчёркивают его смысловую насыщенность. Например, в сцене, когда уборщик моет длинный тюремный коридор — моет долго, практически «в реальном времени», зритель невольно задумывается об ужасах, которые творятся в этих застенках, где смрадный воздух становится всё тяжелее.
Избиение заключённых, навсегда искалеченные жизни тех, кого бьют, и тех, кто бьёт: душевные муки военных, которым приходится избивать своих сограждан, ощущаются почти физически, хотя вслух никто из героев фильма об этом не говорит. Но достаточно взглянуть на то, как тюремный охранник опускает в умывальник окровавленные кулаки, и становится ясно: его судьба более трагична, чем его жертв. Он и приказа ослушаться не может (да и не хочет), и жить ему с этим всё тяжелее.
Британская актёрская школа одна из самых сильных в Европе. Может быть, потому, что большинство британских актёров начинают свою карьеру на театральных подмостках, да и азы профессии обычно постигают в театре. Поэтому во всём, что касается умения выдержать паузу или выразительно взглянуть на партнера по эпизоду — у них получается блестяще. Не произнося длинных речей, они всё же заставляют зрителей почувствовать характер персонажей. И каждый в кинозале понимает: несгибаемая сила воли и вера в свои идеалы это то, что просто не может умереть от голода.
Джоли на миллион
«Подменыш» ("Changelling"), 2008
Режиссёр: Клинт Иствуд
Автор сценария: Дж. Майкл Стражински
Оператор: Том Штерн
Продюсеры: Брайан Грейзер, Рон Ховард, Гейер Кожински
В ролях: Джейсон Батлер Харнер, Джеффри Донован, Кольм Фиор, Анджелина Джоли, Майкл Келли, Джон Малкович, Эмми Райан и другие. Основной конкурс
Клинт Иствуд — пример для подражания. Человеку далеко за семьдесят, а он до сих пор не утратил интерес к жизни и профессии. Конечно, невежливо говорить о возрасте режиссёра, но ведь его года — наше кинематографическое богатство. Клинт Иствуд — источник вдохновения для всех актёров, стремящихся проявить себя в режиссуре: он умеет снимать кино и всегда чувствует себя комфортно по обе стороны камеры.
Криминальная драма о пропавших детях и бездушной полиции, которая вовсе не стремится раскрыть преступления, а лишь создаёт иллюзию напряжённой борьбы с преступностью, не будучи зрелищем лёгким и развлекательных, смотрится на одном дыхании. Выразительные кадры с продуманной (что сегодня нечасто встретишь) композицией, запоминающиеся детали (панорама чёрных зонтов под дождём врезается в память навсегда), леденящее душу «фильм основан на реальных событиях» из всех этих кусочков разноцветной смальты Иствуду удалось создать увлекательную и в то же время пугающую мозаику, один взгляд на которую погружает тебя в сумрачную атмосферу классических фильмов «нуар».
Конечно, роль матери с сильным характером, не теряющей надежду найти сына, могла достаться только «матери всея Голливуда» Анджелине Джоли. В образ она вжилась мастерски, и страдания её в кадре выглядят очень убедительно, но всё же несколько однообразно. Немного подвели гримёры: слишком уж стремились сделать Анджелину красавицей с неизменным голливудским мейкапом. А ведь всё-таки в сцене с «купанием» под струей тюремного шланга тушь могла бы и потечь.
Конечно, Клинт Иствуд — актёрский режиссёр: он умеет чётко объяснить исполнителю, чего собственно хочет от него добиться в кадре. Актёры в его фильмах, оставаясь яркими индивидуальностями, составляют отличный ансамбль, где каждый подчёркивает достоинства другого, а вместе они кажутся ещё сильнее и выразительнее. «Блондинчик» Клинт не экспериментирует с формой, не изобретает новый киноязык, он просто рассказывает киноистории и порой делает это лучше иных молодых режиссёров-новаторов.
Иствуд дарит своим героям надежду. Разве не хороший он человек? И только плохой или злой член жюри может помешать ему получить какой-нибудь из призов фестиваля.