Современные фильмы про школу, кажется, вымерли как класс. Только Сергей Александрович Соловьёв время от времени снимает что-нибудь эдакое про подростков («Нежный возраст») и, ах да — есть же ещё молодежный сериал «Клуб». А вот полнометражное кино, действие которого происходит в школе и вокруг неё — давно уже никто не снимал. Так что «Розыгрыш» — случай в нашем прокате почти что беспрецедентный.
Надо сказать, что сценаристы не то что бы придумывали сюжет про современную цитадель образования с нуля — фильм сделан по старому советскому сценарию Семёна Лунгина и, строго говоря, является римейком. Правда, неясно, что можно понять о картине из такой информации, ведь большинство современных зрителей не видели и не слышали ничего про какой-то там «Розыгрыш», снятый Владимиром Меньшовым в 1976 году.
Молодой парень, приятный с виду, но гнилой внутри, пытается рулить всем и вся в своей родной школе. Школа у него самая что ни на есть обычная, а вот папа (Харатьян) ворочает какими-то неимоверно большими бабками. Парню усиленно ставят пятёрки, чтобы была золотая медаль, да вот в школу забредает молодая практикантка, не знакомая с местными законами. Она на голубом глазу ставит ему в журнал двойку, а наш герой немедленно решает ей мстить.
Для этого он подбивает свою девушку соблазнить компьютерного гения класса и уговорить его участвовать в вендетте (знание фотошопа — дело небанальное). Рассылая неприличную фотографию с голой грудью, склеенную из двух других, детки якобы доводят англичанку до больницы, а в школе встает вопрос об отчислении мальчика-мажора. Он же начинает загадочным образом манипулировать окружающими с целью получения какой-то только ему понятной выгоды. Причём повествование ведётся от его лица, даже с вкраплениями внутреннего голоса героя.
Мотивы его, в общем-то, ясны — с одной стороны озверелый папаша, который заставляет драить пол в школьном коридоре и грозится отдать сынулю в армию на перевоспитание, с другой стороны одноклассники, перед которыми нельзя упасть в грязь лицом и запятнать репутацию главного парня. Вот и страдает бедняжечка и мается. По идее в таком случае наш антигерой должен круто измениться и стать другим человеком — но ничего такого не происходит, какой был дебил в начале фильма, такой и остался в финале и только одна незамысловатая мысль проскакивает в его внутреннем говоре — типа, деньги портят человека, увы и ах.
Ещё хотелось бы, чтобы все сюжетные повороты были оправданны, и если уж мы переживаем за судьбу вещественных доказательств, то и сценаристы не оставляли бы её без внимания, но нет, многое обрывается на полпути, не успев начаться. Ляпов и огрехов в этом фильме хватит на десять. Но назвать ленту «Розыгрыш» провальной, на которую люди попросту зря тратят своё время — всё же нельзя. В ней задействованы исключительно симпатичные актёры, как молодого, так и старого поколений. Действительно получается, что вся молодежь уже из фильмов Павла Санаева, а старички откуда-то из картин Динары Асановой и все их стычки выглядят предельно правдоподобно. Пары родителей-детей тоже подобраны очень удачно: большой артист, взятый в эпизод — всегда украшение.
Некоторые проходы, пробеги под музыку и прочая псевдоромантическая дребедень — очень мешают, да и количество песен в фильме явно зашкаливает (какими бы уместными и симпатичными они ни были), но есть совершенно достоверные эпизоды, снятые на уроке, в учительской, в какой-то заброшенной «каморке-что-за-актовым-залом», настраивающие на эту подзабытую уже школьную волну.
Правдоподобные и грамотно подобранные персонажи: девочка-отличница и замухрыжка, грудастая звезда класса, додик-гитарист и туповатый беспринципный красавец погружают зрителя внутрь всей этой известной всем и каждому школьной кутерьмы. Вот, что называется, фильм про всех нас, про нашу родную среднюю общеобразовательную, где воспитывают гармонично развитых личностей. Когда смотришь советские фильмы про школу (пожалуй, лучшие фильмы, снятые в то время) сразу возникает ностальгия по времени, в котором не жил практически. Вот и здесь то же самое, только герои вроде знакомы и ближе к твоей собственной реальности, хоть в них и осталось что-то от тех чёрно-белых симпатичных пионеров с их вечными собраниями и моралями.