Первый пресс-показ на Каннском фестивале начинается в 8.30 утра. В столь раннюю пору хочется увидеть нечто, что произведёт на тебя сильное впечатление и оправдает подъём ни свет ни заря. И как же велико разочарование, если первый утренний фильм оказывается продуктом сомнительного качества и содержания!
В этом выпуске:
«Граница рассвета»
«Хортен»
«Вы должны это помнить: История Warner Bros.»
«Обожание»
В других выпусках:
«Голод»
«Подменыш»
«Сервис»
«Молчание Лорны»
«Слепота»
«Вики Кристина Барселона»
«Линия Пути»
«Токио»
Ты сними, сними меня, фотограф
«Граница рассвета» ("Frontier of Dawn", Франция, Италия), 2008
Режиссёр и автор сценария: Филипп Гаррель
Оператор: Вильям Любчанский
Композитор: Жан-Клод Ванье
В ролях: Луис Гаррель, Клементина Пойдац, Лаура Смет и другие. Основной конкурс
Бывают ночные кошмары, а бывают — утренние. Фильм господина Гарреля смело можно отнести ко второй категории. Это ж как надо постараться, чтобы снять фильм, где характеры героев плоские и скучные, а в их поступках напрочь отсутствуют логика и мотивация?.. А если прибавить к этому лишённые всякой свежести, банальные диалоги, безжизненную, апатичную актёрскую игру (манера эта преподносится авторами как особый стиль, а на самом деле — это непрофессионализм исполнителей), то жизнь зрителя и вовсе покажется адом, куда он, подобно Орфею, должен почему-то спуститься, хотя никакой Эвридики в конце ему не обещали…
Кинозвезда Кароль заводит роман с пришедшим делать о ней фоторепортаж Франсуа. К слову, о том, что она кинозвезда — не говорит ничего, кроме синопсиса в фестивальном каталоге. Или зритель должен догадаться о её профессии, увидев, что она невротичка и много пьёт?.. Кстати, жаль, что никто так и не объяснил, почему вдруг Кароль стала такой нервной. Да, ещё в синопсисе фигурировал работающий в Голливуде муж актрисы. Голливуд, как вы понимаете, остался за кадром, а сам глава семьи один раз неожиданно появился и так же неожиданно исчез. (Зачем вообще приходил?)
Любовь актрисы и фотографа закончилась печально. Кароль умерла, это не спойлер, а производственная необходимость, потому что самое страшное началось после смерти бедняжки: она стала являться фотографу в зеркалах. Причем жутким способом — представьте: проходит парень мимо зеркала, раздаётся шипение и… в зеркале появляется Кароль, произносящая всякую нелепицу, например: «Пойди на лесную поляну и останься там навсегда».
На днях в фестивальной программе «Каннская классика» показали «Орфея» Жана Кокто. Там ведь тоже зеркала не последнюю роль играют... Но Кокто создал произведение искусства. А зеркало Гарреля — нелепый пересмешник, вызывающий у зрителя недоумение и раздражение.
Чем заканчивается один из самых слабых фильмов конкурсной программы, не скажу: пусть в этом произведении останется одна загадка, может, хоть она привлечёт зрителя.
Постой, паровоз
«Хортен» ("O’Horten", Норвегия, Германия, Франция), 2007
Режиссёр и автор сценария: Бент Хамер
Оператор: Джон Кристина Розенлунд
Композитор: Джон Эрик Каада
В ролях: Йоахим Калмейер, Бьорн Флоберг, Гита Норби, Бард Ове, Эспен Скьйонберг, Питер Брэдал, Нильс Гауп и другие.
Программа «Особый взгляд»
Только не подумайте, что это фильм о приключениях двоюродного брата слонёнка Хортона, который дружит с пылинками. Нет, главный герой новой картины Бента Хамера — человек, конечно, «со странностями», и имя у него подходящее: Одд Хортен, но ни со слонами, ни с пылинками он в дружбе не состоит; и только к концу фильма обзавёлся собакой. Характер Хортена — строгий, нордический, с коллегами по работе дружелюбен, но в их массовых забавах участия не принимает. А знаете, как развлекаются норвежские железнодорожники? Слушая записи гудков, угадывают, какая модель поезда только что «прозвучала»; вспоминают, сколько мостов между станцией «А» и «Б» — в общем, проверяют наблюдательность и память друг друга.
Хортену исполнилось 67. Перед тем как уйти на заслуженный отдых, он должен отправиться в своё последнее железнодорожное путешествие в роли инженера-машиниста. Всегда пунктуальный Хортен впервые опаздывает на работу — поезд уходит без него. Вот тут-то и начнётся новая жизнь Хортена: он успеет убаюкать чужого ребёнка, сходить в баню и потерять там ботинки, познакомиться с человеком, который раньше был дипломатом и жил в Африке, а теперь — на пенсии и мечтает ещё хоть раз воспользоваться своим уникальным даром: водить машину с закрытыми глазами. Согласится ли Хортен поехать с новым знакомым в Осло таким необычным способом — со «слепым» водителем за рулем?.. В персонаже Хортена есть подкупающее спокойствие эксцентричной натуры, поэтому от него можно ждать любого, самого непредсказуемого поступка.
Мама Хортена была лыжницей. Когда-то она хотела, чтобы её сын прыгнул с трамплина, но тогда, много лет назад, Одд испугался. А сегодня? Приключения железнодорожника-пенсионера описаны с трогательной теплотой и юмором. Комическое здесь рождается из характеров персонажей и атмосферы фильма, а это особенно ценно в современном кино, когда в комедиях повсеместно используют проверенные временем гэги, которые, неизменно вызывая смех в зрительном зале, кочуют из картины в картину. Добрая ирония, незлая сатира, толика абсурда и грусти — по духу фильм Хамера напоминает рассказы О’Генри. Как и знаменитый американец, Бент старается сделать концовку фильма неожиданной и непредсказуемой.
В картине Хамера не слышны слащавые мелодраматические нотки. Она немного сентиментальна, в ней много юмора, прекрасные актёры и один обаятельный железнодорожник с большим сердцем и «странным» именем.
Если красота спасёт мир, а слон Хортон — пылинку, то Одд Хортен спасёт зрителей от уныния, развеселит и подарит уверенность в том, что пенсия — это начало новой жизни.
Читайте далее:
«Вы должны это помнить: История Warner Bros.»
«Обожание»