Лукаса и Спилберга можно поздравить, оба несомненно родились под счастливой звездой, ведь только у отъявленных везунчиков получается так отчаянно, от души развлекаться, зарабатывая при этом немалые деньги. Им повезло ровно в том, что публике нравятся результаты их совместных или раздельных сафари по далёким-далёким галактикам или выездов на природу в поисках затерянных ковчегов. Вот нравятся и всё, а потому тот щенячий задор, с которым проделывают вышеозначенное два немолодых уже седовласых бородача, только идёт продукту на пользу.
Вы же понимаете, что дело не в том, что именно сейчас самое время возродить далёкие семидесятые-восьмидесятые с их духом авантюризма и залихватничества — Лукас и Спилбер угадали, мол, момент, на то они и профессионалы. Ровно наоборот — в тот самый момент, когда было принято решение о начале съёмок четвёртого «Инди», зритель тут же забыл все свои стенания, что неча ворошить прошлые дела, дайте Джейсону Вурхису спокойно полежать на кладбище киноманских коллекций, и поспешил заполонить интернет восторгами.
Инди возвращается! Ура! Действительно, после этого Лукасу и Спилбергу достаточно уже было туда ходить, сюда ходить, что оба они и умеют в совершенстве, попутно разминая мышцы собственного азарта. Будут вам приключения, кнут и шляпа, вражеские козни, таинственные артефакты, зыбучие пески, гигантские муравьи, живые мертвецы, зелёные человечки, далее везде. Суть и детали не важны, придёте в зал, сами всё увидите.
Оба старикана (плюс находящийся в отличной форме Харрисон Форд) мастерски выполнили данные самим себе обещания — начав первый съёмочный день с памятного катания на ретромашинке по невадской пустыне (теперь мы знаем, зачем), они так и перескакивали по ходу действа с одной локации в другую, развлекая себя, и уже затем почтеннейшую публику, окончательно закруглившись на красной ковровой дорожке Канн под блицами фотокамер.
Обещание сдержано на все сто — безбашенность оригинала никуда не делась, всплыли и некоторые другие герои, кто вживе, а кто и на фотокарточках, промелькнули десятки заточенных под фанатскую армию самоцитат, равно как и цитат другой матёрой класссики, просвистели по широким экранам головокружительные погони, прочертили зигзаг красные линии на карте и даже прогремел один ядерный взрыв — очередной фон для героического Инди. Всё хорошо, всё прекрасно, кнут щёлкает, сабли свищут, хрустальный череп внушает, индейцы скачут, негодяи негодяйствуют, а тройные агенты на пальцах пытаются сосчитать, тройные ли они, или уже четверные. Плюс операторская работа умело обыгрывает старые приёмчики в новом технологическом воплощении. Фанатское счастье достигает предела, и далее вовсе зашкаливает.
А как дела с нефанатами? С нефанатами сложнее. За девятнадцать лет, прошедших с «Последнего Крестового похода», не только успело вырасти поколение, воспитанное на несколько иной киностилистике, но и сценаристы заметно сменились. Лоуренс Касдан, автор скрипта к первому «Инди», уже пять лет ничем не отмечен, его последователи и вовсе пропали с радаров, а позиция скринрайтера в итоге досталась Дэвиду Коэппу, по старому знакомству со Спилбергом, разумеется, см. «Война миров».
И понеслась. Ну, хорошо, ВМ некогда прославилась отчаянно лаконичным сценарием, где сюжетные ходы маркировались исключительно пометками «Дакота Фэннинг начинает орать», но тот уровень сценарного воображения, который в итоге достался четвёртому «Инди», скажем так, даже на этом фоне был не самого высокого полёта.
В мире Генри Джонса-младшего закончилась Вторая мировая, сам героический археолог успел послужить в разведке, не то военной, не то на Лэнгли, а вместо идиотов-немцев, рыщущих по свету в поисках своей Шамбалы, в свете холодной войны и гонки вооружений, пришли идиоты-русские (в локализованной версии политкорректно называемые «коммунистами», но идиотами быть не перестающие).
Даже если отвлечься от малоросской Ирины «А ну, погодьте» Спалько в исполнении прекрасной Кейт Бланшетт и милого русского парня, её безымянного Игоря по фамилии Довченко, то всё равно остаётся масса сомнений в адекватности уже даже не столько сценариста, сколько самого Спилберга, второй раз подряд на ура принимающего у Коэппа настолько бессвязный сценарий.
Приключения, знаете ли, приключениями, но хотя бы черепа можно было посчитать? Я насчитал четыре. Один хранился на складе, второй — в британском музее, третий — не буду говорить где, дабы не спойлерить, четвёртый вообще был с самого начала в руках русских ваньев, тока тсс. То ли остальные черепа были некошерные, то ли неволшебные, в общем, в пресловутом Королевстве (которое, кстати, не королевство, а черепов было тринадцать) в итоге с распростёртыми объятиями и одноразовым механизмом доставки к телу ждали только один череп. Без особых объяснений как его магнитных свойств, требуемых разве что для невнятной сцены поиска на складе, без попытки пояснить хотя бы арифметически все эти черепа, не говоря уже о логике.
Почто конкистадор попёр череп — шоп було, почто его попёр профессор Профессор — шоп було, почто он его отнёс обратно — шоп було, почто первый череп был сперва небанально попрятан, а затем разыскиваем на этом могучем складе посреди наземного ядерного полигона — шоп було. Куда потом делся первый череп? Науке это не известно, возможно, сгорел в пепле радиоактивного огня, зачем Спалько со своим Игорем туда сперва в неудачное время сунулась, и как потом оттуда выбралась — ну, холодильников вокруг навалом. А вас, Инди, я попрошу остаться.
Единственным сценарным изыском неакробатического толка, который достоин упоминания, были начатые-продолженные взаимоотношения, иначе говоря, перепалки героини Карен Аллен, вернувшейся к нам из первой части, с её новообретённым Инди. Да и они закончились, кажется, уже во второй сцене, перед тем, как был взорван «сибирский цирюльник». Ну, можно вспомнить пару бодрых, но недлинных диалогов Форда с Лабуфом (имя персонажа которого вообще объясняется феноменально), но и тут сценарист быстро выдохся, отвлекаясь то на «тройных агентов», то на русских ваньев, разъезжающих по Латинской Америке со звёздами на бортах (явно для экономии перекрашенными из белых в красные) и с балалайками в руках.
Господа, скажите там кто-нибудь Спилбергу в Голливуде, что русские уже лет сто даже в самой глухой деревне предпочитают балалайке баян, а присядке — тривиальный дружественный мордобой и частушки. И сталинские соколы у нас рапирами не фехтуют, х/б не носют, звёзды с серпами-молотами на спине не малюют и очками чёрными что твои тонтон-макуты не сверкають. А то старик до сих пор не в курсе.
Но это всё как бы ладно, наши личные проблемы, нравится Спилбергу выставлять себя на посмешище — на здоровье. Но когда сценарист (видимо, в качестве оммажа Лукасу) завернул традиционное «я твой отец, а я твой мать», тут здоровый смех был обеспечен скорее той категории граждан, которые нефанаты. Говорят, в одном из вариантов сценария (не Коэппа, а Фрэнка Дарабонта, давнего жизнеписателя «Молодого Индианы Джонса») вместо байкера Лабуфа должен был фигурировать брат Инди. Тоже родственник, но заметьте в этом свете необязательность самой фигуры применительно к общему результату. Как и профессора Профессора, которого дражайшая супруга (я правильно проследил их матримониальную историю?) даже не уведомила по приходе в сознание, что «развод, развод, я Инди отдана и бла-бла вовек ему верна». Типа, и так все всё поняли, чего зря хронометраж удлинять.
Финал же с сеансом симпатической хрустальной магии и разоблачением «любимицы Сталина», героя социалистического труда полковника Спалько, видимо, вообще должен олицетворять символ ущербности стремления к знанию в противовес стремлению к свободе и даже тривиальной алчности. О как завернул.
Спилберг резвится по собственным правилам, решив для себя, что развлекалово здесь — прежде всего, а кто там на ком стоял — это пусть молодёжь снимает, как ей нравится, с логикой и пр. Фанатам и так будет зер гут. Вот и посмотрим, как оно теперь пойдёт, ведь та же в общем наследующая «Инди» серия про «Мумию», продолжение которой как раз ожидается в этом году, при всей её пародийности — не позволяет себе терять в процессе действа центральные сюжетообразующие артефакты. Конечно, за ней не тянется шлейф культовости, и за ней не стоят тени столпов, и потому её продюсеры, сценаристы и режиссёры не могут себе позволить нести уж совсем откровенную чушь с экрана. Спилберг и Лукас, видимо, могут.
Ведь на фоне фанатского предстартового ажиотажа «Индианы Джонса 4» уже анонсирован выход пятой части в том же составе. Следите за нашими анонсами.
До встречи в кино.
996 Прочтений • [Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа: Балалайка в тылу врага] [16.09.2012] [Комментариев: 0]