В одном из своих интервью, кажется, это было в году эдак 2006, Александр Рогожкин с гордостью заявил: я, дескать, больше не собираюсь возвращаться к надоевшим мне «нацособенностям». Сказал, как отрезал. И обещание своё выполнил: действительно не возвращался к своему слегка потасканному франчайзу. Целый год. Но подвернулся очередной заказчик, на этот раз не водочный брэнд, а Российский футбольный союз и «понеслась душа в рай». Рогожкин вернулся к старому занятию.
Итак, пока любители классики продолжают мусолить две традиционные русские беды, их, бед, стало неожиданно уже одиннадцать. И если с дураками и дорогами ещё что-то можно сделать, что можно сделать для того, чтобы российская сборная по футболу начала наконец-то играть, не знает никто. Вот про это, очевидно, и должна была быть новая комедия Александра Рогожкина «Игра», действие которой разворачивается вокруг утопической мысли, о том, что в России когда-то будет проведен чемпионат мира по футболу, а российская сборная этот чемпионат выиграет. Скажу сразу — именно это смешное любому здравомыслящему человеку предположение и позволяет назвать творение Рогожкина комедией. На этом комедия кончается, и начинается, как заявил сам Рогожкин, утопия.
Увы, собственно футбола в фильме про футбол оказалось куда меньше, чем охоты в «Особенностях национальной охоты». Все действия крутятся вокруг людей, к футболу отношение хоть и имеющих, но в футбол не играющих: администраторы, массажисты, сторожа, уборщицы. Казалось бы, в этом есть неплохой потенциал — закулисье очень часто бывает даже интереснее сцены, но, увы, в нашем случае ожидания не оправдываются. Путешествие по коридорам, раздевалкам и кладовкам тренировочной базы футбольной сборной, где проходит основное действие фильма, оказывается на редкость скучным и предсказуемым.
Рогожкин в который раз играет на поле гротеска, сочиняя фильм как набор шуток в исполнении коллектива ярких персонажей, особо не опираясь на сюжет. Оно бы может и неплохо — мало кто может вспомнить точный сюжет «Охоты», а вот булдаковского генерала забыть нельзя. Но комедия, которая ненавязчиво превращается по мере разворачивающегося действия в панегирик российскому футболу и гимн патриотизму болельщиков, это уже, на мой взгляд, перебор. И причина этому проста: новый фильм Рогожкина, увы, не от сердца, а скорее от кошелька.
«По заказу Российского футбольного союза» наблюдается в ленте Рогожкина невооруженным глазом. Да что там глазом — это видно, даже если смотреть на экран, крепко зажмурившись. Склёпанный совместными усилиями первого канала и РФС, фильм несёт в себе равные доли телевизионного качества и агитпроповского содержания. Точно так же как один из персонажей фильма, массажист Петрович, режиссёр делает магические пассы и произносит заклинания в надежде оживить вечно стагнирующий российский футбол целлулоидной магией кино. Футболу это, возможно, и поможет, но зрителя, пришедшего получить удовольствие от остроумной комедии, в чувство точно не приведёт.
Впрочем, несмотря на то, что фильм «Игра» изобилует старыми рогожкинскими приёмами, есть в нём и кое-что новенькое. В прежних своих фильмах режиссёр всегда балансировал на самой тонкой грани между пошлостью и приличием. Фильмы Рогожкина могли быть гомерически смешными или наоборот скучноватыми, как, например, «Операция с Новым годом», но его юмор всегда был жёстким, я бы даже сказал, циничным, и эксплуатировал самые яркие человеческие недостатки и слабости. Но в свой последний фильм он зарядил такой заряд сусальности и глянца, что под ним гибнут все попытки сделать из фильма хотя бы подобие сатиры.
Несмотря на все потуги актёров (и неплохих, надо признаться, актёров), персонажи в «Игре» все сплошь гладкие и симпатичные. Негодяйский администратор Звонов к концу фильма уже и не такой негодяй; медитирующий в пьяном угаре и предсказывающий результаты игры сторож Карлуша пусть и забавен, но не более того; а уж лирическая героиня уборщица, она же филолог Маша, и вовсе к середине фильма превращается в постороннего персонажа, болтаясь непонятно зачем в узком пространстве между главными сюжетными линиями.
Но что больше всего поражает, так это совершеннейшее отсутствие динамики. И это в фильме о спорте, да ещё о каком спорте — о футболе! Привычные нашему зрителю вяло бегающие российские футболисты двигаются на экране явно живее сюжета. Если собрать все присутствующие в фильме текстовые гэги, этого едва хватит на средних размеров анекдот. Но, как известно, затянутый анекдот хуже даже анекдота с бородой. Поэтому растянув вялое действие картины аж на полтора часа, Рогожкин похоже влип в ту же субстанцию, что и создатели «Самого лучшего фильма», и, кажется, влип крепко. Упавший на помощника администратора Колю сейф в начале фильма, пожалуй, самое энергичное в нём действие. Но сейф упал и завяз в земле. Так же завяз в скуке и фильм.
К финалу же, когда все герои ленты, причем даже эпизодические, начинают всё чаще повторять мантру «Россия, вперёд», а повёрнутый на футболе инспектор ГИБДД скачет на дороге в обнимку очкасто-усатым рокером, радуясь победе сборной, фильм активно начинает напоминать проповедь о «чудесах исцеления от божьей благодати». Ей-ей, но если бы я хотел проповеди, я выбрал бы более подходящее место, нежели рогожкинская комедия.
Впрочем, есть одна вещь, в которой Рогожкин традиционно силён, и которая хоть немного, но всё же спасает фильм. Алексей Булдаков, Артур Ваха и Юрий Степанов, играющий администратора сборной России со звучным именем М.Д. Звонов (наверное, единственная смешная деталь фильма) играют неплохо, но увы, даже самым талантливым актёрам порой трудно бороться с сюжетом. А уж заменить его отсутствие и вовсе не по плечу.
Кажется, режиссёр так и не решил, что же он снимает: комедию, сатиру, драму или спортивное кино. Помаявшись, выписав по дороге изрядные сюжетные кульбиты, решил всё же остановиться на гимне. Но затянул его фальшивым голосом. При этом сам Рогожкин считает, что снял свой «самый оптимистичный и добрый фильм». Но, похоже, это та самая доброта, которая хуже… Ну, вы в курсе.
Труднее всего свыкнуться с мыслью, что «Игру» и, скажем, «Кукушку» снял один и тот же человек. Это просто не укладывается в голове. Это, наверное, даже какая-то ошибка. Поэтому любите кино. Тем более, что последний фильм Рогожкина к кино имеет весьма отдалённое отношение.
961 Прочтений • [Игра: Утопия для мяча с оркестром] [16.09.2012] [Комментариев: 0]