Кинотавр-2008: "Живи и помни", "Четыре возраста любви"
Самое главное на «Кинотавре» уже случилось, и совесть его чиста. На открытии Алексею Герману-старшему вручили приз за вклад в киноискусство. Небожитель осенил своим присутствием всё, что дальше произойдёт. Что бы ни происходило, кино у нас уже есть, и вклад в него есть, слава богу. С другой стороны, в связи с Германом симптоматичны последующие премьеры. Сразу видна динамика, где небо и где земля.
Представляем первый обзор нашего обозревателя Кати Тархановой с проходящего в эти дни в Сочи 19-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
В этом выпуске:
«Живи и помни»
«Четыре возраста любви»
В других выпусках:
«Чужие»
«Юрьев день»
«Дикое поле»
«Баксы»
«Нирвана»
Умереть и забыть
«Живи и помни», 2008
Режиссёр. Александр Прошкин
Авторы сценария: Александр Родионов, Александр Прошкин
Композитор: Роман Дормидошин
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз
В ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова, Евгения Глушенко и другие.
Надо было сильно постараться, чтобы представить себе приличную повесть Валентина Распутина так, как её представил приличный когда-то режиссёр Александр Прошкин. Тяжёлая жизнь дезертира времен Второй мировой, которого много лет прятала за околицей молодая любящая жена, снята с полным пионерским приветом всенародно любимой комедии «Свинарка и пастух».
Окающие пейзане с глубоко прорисованными пейзанскими морщинами на мультимедийных лицах Михаила Евланова или Сергея Маковецкого живописны, как Выставка достижений народного хозяйства. Посредь соснового бора с обложки буклета "Willkommen nach Sibirien" есть практически всё — баня с сексом, водка с огурцом, гармонь с гармонистом, дубина народной войны и самая гуща жизни. Лососины, конечно, не хватает с рогатиной на медведя, зато чёрные вдовы в застолье несут всю мировую скорбь.
И ведь это действительно мастерская работа — скорбеть в Сибири, как в Греции, на котурнах и хором, да ещё после дойки и трудодня. Чтобы плюшовки и зипуны смотрелись, как туники и хитоны. Тридцатилетней давности «Трясина» Григория Чухрая про такого же дезертира с настоящими телогрейками, нищетой и совсем немедийным лицом Нонны Мордюковой помнится, конечно, до сих пор и без рекламных кампаний. Но на фоне фильма Прошкина любая «Трясина» — последыш социалистического реализма, переставший быть актуальным.
Зачем теперь нищета? Зачем неяркие краски? Пусть цветут все цветы.
Не убийцы
«Четыре возраста любви», 2008
Режиссёр: Сергей Мокрицкий
Автор сценария: Алексей Головченко
Оператор: Алишер Хамидходжаев
Продюсер Наталья Мокрицкая
В ролях: Лия Ахеджакова, Игорь Ясулович, Юлия Рутберг, Алексей Серебряков, Елена Морозова и другие.
Фильм обозначает «дебютную» линию нынешнего «Кинотавра». Опытный оператор попробовался в режиссуре, встал в единый строй за Робертом Флаэрти и Сергеем Урусевским. Мы не можем, конечно, не заметить из рабочей солидарности, что в режиссуру все же лучше идти из критиков (Деллюк, Годар, Трюффо, Зонтаг, Ковалов). Но при всех очевидных слабостях дебютной постановки, при крайне неровной драматургии фильм Мокрицкого подкупает естественностью, искренним желанием что-то увидеть и понять.
Четыре камерных новеллы о мальчиках, девочках, стариках и старухах, одиночках и родителях объединяются не только сквозными персонажами, но временем и местом действия. И это Северный Кавказ, война на горизонте, эхо войны как постоянный аккомпанемент, когда люди все ещё влюбляются и рожают. В первой новелле, самой симпатичной, мальчик и девочка в автоэкспрессе натыкаются на «штатный» взрыв на дороге, автобус дальше не идёт, им приходится идти пешком через лес до вокзала.
Вроде бы должен напрячь агрессивный символизм — библейские отсылки рядом с колонной тихих самоходок, громким пистолетом и камуфляжем на смуглом брюнете в лесу. Но, когда эта самая неназванная война не придумана, а всё никак не кончится ни в каком не в кино, а вот тут, за углом, между Москвой и Сочи, символов больше нет, есть конкретный случай из жизни. Гораздо важнее не очень профессиональной игры мальчика и девочки естественность леса, дороги, заброшенного лагеря и выстрела в упор. И ты бы выстрелил, и я бы выстрелила. А потом бы — да, листьями забросали, не изверги же. Не убийцы.
В других выпусках:
«Чужие»
«Юрьев день»
«Дикое поле»
«Баксы»
«Нирвана»
917 Прочтений • [Кинотавр-2008: "Живи и помни", "Четыре возраста любви"] [16.09.2012] [Комментариев: 0]