«Чужие» (Россия, США, Египет), 2008
Режиссёр: Юрий Грымов
Авторы сценария: Александр Ремнев, Владимир Малягин, Юрий Грымов
Оператор: Андрей Каторженко
В ролях: Виктор Бычков, Скарлетт Макалистер, Алексей Полуян, Марк Эдам и другие.
Этот фильм — как лакмусовая бумажка для тех, кто смотрит фильмы. Выясняется, большинство их просто не видит. Видят только себя, любимых. Свои комплексы и предрассудки, свою выгоду или повод для самоутверждения. В таких случаях моя бабушка говорила моему дедушке: «Лёва, разуй глаза».
Грымов снял простое и лёгкое, честное и выразительное кино про человеческую подлость. Местами очень смешное. Как обычно — эстетское. Весь этот бред про «госзаказ», «антиамериканизм» и «черносотенность» давайте оставим тем, кто считает «Скрытое» антифранцузским, «4» — антирусским, а «Божественное вмешательство» — антисемитским. Всевозможные разновидности подлеца, механизм совершения им очередной тихой подлости, незаметной для глаза (как свято верит он сам), в тысячу раз важнее любой национальности. А фильм их руками щупает, пятернёй.
Национальности вообще нету, если вдуматься. Если судить о разнице, то только цивилизаций, причём в каждой есть верх и низ. В арабской и новороссийской тоже есть. Ну, да, Грымов снял «низкую истину» американской цивилизации, но ни у кого не отнял Фолкнера и Уитмена, Хэмфри Богарта, Лилиан Гиш. Мало того, именно «низкой» американской истины придерживается сегодня большинство новых русских, имитируя и профанируя «свободную страну», в которой мы с вами, представьте, проживаем. Так что всё актуально.
Весьма остросюжетный фильм с пятью американскими врачами в арабском поселении, несколькими арабскими детишками, несколькими нашими солдатиками, пленным русским врачом (восхитительная роль Бычкова) и старым русским майором (восхитительный Полуян) — не тупая агитка, не дешёвый боевичок, не наивный реализм. Это опытная, ироничная, постапокалиптическая драма идей и цивилизаций. Привет «Дикому полю» через десятилетие, включившее в себя 11 сентября.
Юбилейные торжества
«Юрьев день», 2008
Режиссёр: Кирилл Серебренников
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Олег Лукичев
Продюсер: Наталья Мокрицкая
В ролях: Ксения Раппопорт, Евгения Кузнецова, Роман Шмаков, Сергей Сосновский и другие.
Бабушка, бабушка, скажи мне, что писать про «Юрьев день». Завтра тебе исполнится 100 лет (16-го, извини, я не поспеваю в крематорий — буду лететь в самолёте отсюда), и ты всегда верила в бога.
Ты была так же фальшива, как Ксения Раппопорт, но у тебя действительно умер годовалый ребенок в 1933 году, за это много прощается. Он не растворился в воздухе «малой родины», как у Ксении Раппопорт с томным взглядом и тонкой стройностью, он загнулся от дифтерита в купе поезда из Туркестана в Москву, когда вы с дедом пытались убежать от плановых репрессий, и ты всегда помнила, на каком полустанке закопаны его косточки. Ваше сходство с Ксенией Раппопорт — только в том, что ты тоже все следующие годы жизни мечтала увидеть его могилку, и так и не увидела.
Но твоё преимущество — что ты кончила всего пять классов ЦПШ и не знала наизусть стихов декадента Блока. «О, Русь моя, жена моя, до боли я»… Ксения ухитрилась прочитать их на колокольне на своей «малой родине», куда приехала с сыном, будучи оперной дивой с планетарной известностью, перед отъездом в глубокую эмиграцию. После такого чтения сын, разумеется, пропал. После таких стихов любой бы пропал, но у тебя с Игорьком было гораздо честнее.
Ты не пела ему оперных арий на иностранном языке чужим голосом мадам Нетребко, лёжа плашмя на мятых простынях в чужой коммунальной квартире. Ты не притворялась взрослой, богатой и знаменитой, циничной и пошлой бабой, которая вдруг «пришла к богу». Даже в церковь за свечками не ходила, не то, что в монастырь. Дед это не любил. Вообще ты много чего не делала из того кошмарного ужаса, который ждёт на экране зрителей «Юрьева дня».
Ты испортила жизнь моей матери, которая, в свою очередь, испортила мою жизнь — и корнем зла был тот самый Игорёк, чью могилку после тебя никто уже не найдёт. Но ты всё равно была хорошим человеком в сравнении с Ксенией Раппопорт, Кириллом Серебренниковым и Юрием Арабовым.
В других выпусках:
«Дикое поле»
«Баксы»
«Нирвана»
«Живи и помни»
«Четыре возраста любви»