В природе есть множество тайн. Например, каким образом большая банка «Вискас» влезает внутрь котёнка явно меньшего, чем она, размера? Загадка. В комиксах тоже встречаются подобные секреты, но несколько обратного знака. Одна из самых загадочных тем: как громадному зелёному монстру Халку, при одномоментном увеличении объёма тела в несколько сотен раз удаётся сохранить в неприкосновенности свои трусы? Возможно, разгадать эту тайну фанатам удастся после просмотра второго полнометражного фильма о приключениях жертвы гамма-облучения.
Компания Marvel вступила на тропу большой киновойны. Ей явно надоело смотреть как жадные и бездарные продюсеры рвут на части её комикс-шедевры, и она решила гробить их собственными руками. Что бы не так обидно было. Что ж, первый опыт вышел вполне не комом, а блином и «Железный человек» собрал неплохую кассу. И надо сказать — есть за что. Оригинальный сценарий, яркие персонажи, необычная режиссёрская трактовка, хорошие спецэффекты.
Однако второй подход знаменитой комикс-студии обескураживает. В Marvel решили с разбегу реанимировать Халка, это при том, что исходная история о зелёном монстре прямолинейна как рельса и максимально оптимизирована для детсадовского мультика, так ещё и первая его часть была самым настоящим кинематографическим «Титаником». То что сотворил с простоватым комиксом будущий сгибатель гор в нетрадиционную ориентацию Энг Ли, трудно было даже описать. Одна только клиповая стилистика видеоряда чего стоила.
Кроме того, «Халк» наверное, самый детский и научно-идиотский из всех комиксов студии Marvel. Ровесник первых ядерных испытаний, термина «бикини» и новой социальной фобии под названием «радиация», он, соответственно, приписывал этому несложному физическому явлению уж такие чудеса, что оставалось только ждать, когда из радиоактивных отходов начнут штамповать пилюли от головной боли.
Хотя сама по себе идея создать историю современного доктора Джекилла выглядит не такой уж глупой. Одна беда, сделать это стоило бы менее буквально. У каждого времени свои герои и свои не менее характерные злодеи. И вряд ли сегодня большой рост, зелёный цвет и элементарная вспыльчивость являются такими уж главными чертами монстра. Посмотрите хотя бы на Шрека. Другое дело цинизм, жадность и безупречный костюм… Впрочем, мы не об этом.
Итак, несмотря на впечатляющий провал творения Энга Ли, студия Marvel таки решилась на продолжение сказки о большом зелёном человеке, одновременно не решившись лепить к нему привычную циферку 2. Вместо этого было придумано гениальное в своей небанальности название «Невероятный Халк». То есть, нам как бы дали понять: раньше-то Халк был так себе, вполне реальный, а вот теперь…
Нынешний Халк действительно оказался на порядок дороже, опрятнее, качественнее и главное драматичнее. Скажем сразу: новый Халк — это точно не продолжение старого. Это реально новый Халк.
Посадив в режиссёрское кресло не артхаусного, а действительно блокбастерного режиссера, творца «Перевозчиков» Луи Летерье, влепив в актёрскую обойму настоящих звёзд — Эдварда Нортона, Лив Тайлер, Тима Рота и неузнаваемого в гриме Уильяма Хёрта — и позаботившись о том, чтобы Халк больше не отрывал плохо нарисованным компутерным танкам башни, а делал что-нибудь более занимательное, студия Marvel таки сумела сдвинуть дело с мёртвой точки. К тому же, Нортон, знаменитый кроме всего прочего, своими литературными талантами, начисто переписал под себя исходный сценарий, чтобы создать актёрам ну хоть какой-нибудь драматический фон.
Чтобы раз и навсегда избавится от дурной славы первого фильма, создатели снабдили фильм небольшим флэшбеком под титры, рассказывающим завязку истории — читай содержание первой серии — в коей эта самая серия была простодушно переснята с новыми актёрами и в новой же стилистике. На мой взгляд, довольно удачно.
Тем не менее сюжет нового Халка оригинальным не назовёшь. Вляпавшийся в радиационную мутацию учёный Брюс Баннер, он же Эдвард Нортон, прячется от всех в Бразилии, где обезьян гораздо больше, чем людей, и пытается избавиться от свого «второго я» — монстра Халка — при помощи капоэйры на разливочной фабрике. Генерал Росс мечтает заховать бывшего ухажёра своей дочери, чтобы с помощью беспринципных учёных наштамповать побольше боевых Халков. Дочь генерала, возлюбленная Баннера, Бетти Росс, она же Лив Тайлер, считает любимого потерянным навсегда, для экономии средств встречается с психоаналитиком, и во всём винит отца.
Генерал посылает на захват Баннера-Халка отряд во главе с британским спецназовцем Эмилем Блонски в исполнении Тима Рота. Конечно же, тот — русский по происхождению (хорошо, не агент КэйДжиБи, как в комиксе), то есть монстр уже без всякой мутации, и увидев Халка в деле, больше кушать не может — мечтает стать таким же и набить ему морду. Ясное дело, мечта сбывается, и в конце фильма мы видим уже двух монстров — Халка и Мерзость, до встречи в третьем раунде. Правда, оное мочилово очень уж оно похоже на таковое же из «Железного человека», но я думаю можно простить Marvel этот невольный самоплагиат, тем более что вышло оно в итоге как-то поинтереснее.
Дуэт Нортон-Рот получился столь органичным, что на какое-то время перестаешь замечать: парням, в общем, и играть-то нечего, самое напряжённое действо ложится на их монстрообразные «альтер-эго». Ярость, которую изображает Тим Рот, столь искренна и не замутнена никакими дешёвыми псевдофилософскими штучками, а Эдвард Нортон играет настолько отчаявшегося и загнанного в угол человека, что на этом фоне как-то незаметными становятся даже совершенно кретинические типа-научные диалоги сценария. Вроде тезисов о воздействии радиации на спинной мозг с целью стимуляции иммунитета. С тем же успехом можно было бы стимулировать уши или нос.
В целом Летерье удалось создать довольно динамичное действо, особенно разнообразив экшн-сцены погонями и драками вообще без участия монстров. Кроме того, ему удалось значительно очеловечить образ Брюса Баннера, добавив в сюжет простых чувств и эмоций. Да и любовная линия, дуэт Нортон-Тайлер смотрится на голову выше, чем все скопом герои первого фильма. Это уже похоже на реальную любовь, а не индийскую мелодраму.
— Мне нельзя возбуждаться…
— Даже чуть-чуть?
За вот такие диалоги — отдельное спасибо Дмитрию Усачёву и Екатерине Барто, а студии «Пифагор» — за чудесную локализацию.
Сама же студия Marvel в сольное будущее пусть дорогого им, но явно примитивного Халка, похоже, не верит. Именно поэтому, на последних кадрах фильма в бар к спивающемуся генералу Россу подходит Роберт Дауни-мл. собственной персоной в «хорошем костюме» Тони Старка и заявляет, что «теперь они с Халком будут работать вместе». Вот и думайте, в продолжении чего мы увидим нашего зелёного друга. Тем более что капоэйра, похоже, наконец, удалась.
Вы, очевидно, ждёте ответа на животрепещущий вопрос: нужно ли любить это кино или и так сойдёт? А меня больше интересует другая тайна: всё-таки почему трузера у Халка не рвутся? Конечно, этому в фильме дается некое объяснение: Брюс, видите ли, на всякий случай покупал штаны на несколько размеров больше. Впрочем простое сравнение объёмов Баннера до и после превращения делает это объяснение юридически ничтожным.
Может, теперь на этот вопрос ответит Тони Старк? Увидим в кинотеатре.