ММКФ-2008: "Проще простого", "Дни и облака", "Расстройство желудка"
Не золотая, но середина
«Дни и облака» (“Giorni e nuvole”, Италия, Швейцария), 2007
Режиссер: Сильвио Сольдини
Сценарий: Дориана Леондофф, Франческо Пикколо, Федерика Понтемоли, Сильвио Сольдини
В ролях: Маргарита Буй, Антонио Албанезе, Джузеппе Баттистон и другие. Основной конкурс, «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль
В каждом конкурсе должна быть картина, которая олицетворяет собой нечто усреднённое, ни вырывается вперёд и не плетётся сзади. «Дни и облака» — история о персональном крахе из жизни среднего класса, вписанная в европейский контекст, — как раз такая. Тихий Сольдини перед сеансом ничего не сказал о картине, подразумевая не испортить удовольствие от просмотра, но портить-то было нечего.
Муж теряет работу, жена больше не может заниматься искусством, дочь уходит из дома, денег нет — все страдают. Наверное, так можно очертить сюжет, другое дело, чтобы выжать из этого нечто достойное, надо быть, по меньшей мере, Скорсезе. Сольдини же скромно перебирает планы, пускает абсолютно протезные закадровые монологи — в общем, делает всё, чтобы картина показалась максимально пресной.
И, несмотря на прекрасную главную женскую роль Маргариты Буй и попытки ввести параллельный символический уровень, «Дни и облака» — именно та картина, после которой смотреть европейские драмы желание отпадает напрочь.
Влюблённый кулинар
«Расстройство желудка» (“Estomago”, Бразилия, Италия), 2007
Режиссёр: Маркос Жорже
Сценарий: Луса Сильвестр, Маркос Жорже, Клаудия Да Нативидадэ
В ролях: Жоао Мигель, Бабу Сантана, Фабиула Нашименто и другие.
Программа «Отражения»
«Расстройство желудка» — такой своеобразный «Парфюмер» от кулинарии, следующий ходами Зюскинда чуть ли не буквально. Разделённый на два временных пласта, фильм демонстрирует все прелести современной латиноамериканской режиссуры. Динамичные мизансцены, прекрасная актёрская работа и — конечно же — сверхэстетское отношение к предмету повествования.
Потому что герой, эдакий бразильский эквивалент Иванушки, только и делает, что готовит — в закусочной, в тюрьме — даже любовная линия, и та зиждется на стремлении вкусно поесть. Жорже поступает как заправской повар, попеременно чередуя крупные планы разнообразной снеди и зачастую комические реверансы персонажей. Эффект — тончайший: постепенно комедия переходит в драму, чтобы в конце выдать очередную порцию смеха — по-другому истории дураков и не могут заканчиваться.
Единственный минус, конечно, — что смотреть «Расстройство желудка» на голодный желудок почти невозможно — двухчасовой фильм превращается почти в нескончаемую пытку. Доведённую режиссёром-садистом до ювелирной точности не только по форме, но и по содержанию.
Опять цыганщина
«Мао Цзэ Дун» (“Mao Tse-Tung”, Албания), 2007
Режиссёр: Бесник Биша
Сценарий: Бесник Мустафай
В ролях: Фадил Хаса, Миола Ситай, Ола Садику и другие. Основной конкурс
И без того несильная конкурсная программа потчует зрителей и жюри новыми чудесами из запасников Никиты Сергеевича — или кто там отвечает за конкурсный отбор? Нехитрая реализация метафоры «вор у вора дубинку украл», соотнесённая с временами застоя пытается играть на разумном, добром и вечном, сладостно барахтаясь в луже клише.
Не помогает ни редкая надпись «сделано в Албании», ни заверения перед показом режиссёра и ведущего актёра о желании показать абсурдность советского существования. Потому что надо всем южно-европейским кинематографом тягуче распласталась тень Эмира — и вылезти, как в знаменитом стихотворении По из-под её сени — никак. История про смекалистого цыгана, нарёкшего сына Мао Дзэ Дуном и в течение нескольких лет дурившего партию и прочие институты советской эпохи, выливается в бесконечные песни, застолья и прочие знакомые атрибуты.
Представитель третьего поколения кинематографистов, как он лично заявил, Биша, видимо очень хотел вырваться хоть на какие-то кинопросторы из провинциальной Албании. В этом смысле, конкурсная программа Московского кинофестиваля оказалась завидной лазейкой.