Помните ли вы музыкальную комедию 1973 года с Куравлёвым, Крамаровым и Васильевой в главных ролях — «Эта весёлая планета»? Про то, как компания рационализированных до отвращения инопланетян, питающихся таблетками, попала на типичный для того времени новогодний карнавал, где советские физики и лирики, забыв разногласия, дружно распивают спиртные напитки и чирикают дурацкие песни под гитару?
Поражённые то ли свойствами алкоголя, то ли текстами этих шедевральных куплетов «а-ля Митяев», инопланетяне в течение ночи «перековываются» из бессердечных прагматиков и превращаются в крайне эмоциональных лириков. Ну, там, любовь, дружба, чувство юмора и прочая земная шелуха. Для тех, кто помнит, о фильме Брайна Роббинса «Знакомьтесь, Дэйв» можно не говорить вообще.
Ибо там всё то же самое, за исключением двух несущественных деталей: мосфильмовские инопланетяне были нормальных размеров и прибыли на Землю в целях разведки, а голливудские являются лилипутами и прилетели, чтобы злодейски забрать из земных океанов всю соль для нужд собственной умирающей планеты. Вместе с океанской водой разумеется.
Ну, и конечно Эдди Мёрфи. Со времён «Чокнутого профессора», где неистовый Эдди сыграл целую семью, включая бабушек и дедушек, актёр из кожи вон лезет, точнее залезает во всевозможные гримы и маски, только бы доказать всем, что он способен на большее, нежели комедийный придурок из «48 часов». А зритель этого не замечает и требует опять придурка из «48 часов». А Мёрфи упорно продолжает демонстрировать новые чудеса перевоплощения, пытаясь расширить своё актёрское амплуа. Кого он только не играл: полицейских и бандитов, мужчин и женщин, стариков и молодых, и даже, отчасти, животных. Теперь он добрался до предметов неодушевлённых. Или почти неодушевлённых. До космических кораблей.
Всё дело в том, что космические злодеи-лилипуты прилетели на землю на корабле, замаскированном под человека. Конкретно, под капитана корабля, которого и играет Мёрфи. Таким образом, актёр играет самого себя, и самого себя в самом же себе. Такой себе адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн, человек и пароход. Космический. В этом и комедия. Ну, ещё в том, как маленькие пришельцы, начисто лишенные эмоций и переживаний, прибыв в Нью-Йорк, очеловечились, перевоспитались, перевлюблялись и передумали губить Землю. Одним словом см. выше.
Вообще, в самой этой идее, в том, что инопланетяне обязательно будут роботоподобными сволочами, которых именно мы, прекрасные и высокодуховные люди, превратим в нормальных существ, есть нечто изначально дефективное. Какое-то раздутое самомнение. Да и вообще, чему мы можем научить бедных пришельцев? Игре на бирже? Гонкам офисных крыс? Лживой дипломатии? Ну, это вряд ли. И потом, нам что, кроме как любовью да рок-н-роллом, и гордиться нечем?
Впрочем, гордиться есть чем. Семейными ценностями, которые за прошедшие века хоть и поистёрлись малехо, но ещё пользуются спросом у землян. А «Знакомьтесь, Дэйв» — картина до нарочитости семейная. В ней наличествует всё, чтобы дети её внимательно смотрели, а у взрослых была возможность после сеанса поумничать перед отпрысками.
Есть тинейджер, воспитываемый одинокой мамой, со всеми школьными трудностями в лице несправедливых и злых одноклассников и гордящийся отцом, офицером ВМС США, «погибшим, спасая миллионы» — я не шучу, это цитата из фильма. Есть немного экшна cо стрельбой из бластера и подобием погони. Очень много мелодрамы, со всхлипываниями, обниманиями, целомудренными поцелуями и благородными поступками. И как это ни удивительно, есть даже толика очень выдержанного юмора:
«Я воспользовалась для поисков земной компанией Гугль». — «Это ерунда. Серьёзная компания не может так называться. Есть альтернатива?» — «Есть. Яху». — «?!»
Впрочем, не всё так гламурно. На первый взгляд может показаться, что шутки с выскакивающими из ноздрей инопланетянами, а тем паче с испусканием двадцатидолларовых купюр и даже мелочи из задницы космического корабля, закамуфлированного под актёра Эдди Мёрфи, для семейной комедии явный перебор. Однако, помните ли вы себя в детском саду? Ну, а анекдоты, их ещё принято называть детскими, которыми вы делились с «однополчанами» по горшку? Да это же оно и есть — самый что ни на есть незамутнённый детсадовский юмор. Что и делает картину не просто детской, а вопиюще детской. И вот тут сам Мёрфи оказывается явно лишним.
То, что по замыслу продюсеров — а именно участие молодящейся звезды по имени — должно было стать главной фишкой ленты, оказалось на деле его самой ключевой слабостью. Играй эту роль актёр поскромнее, фильм можно было бы списать в среднебюджетные семейные ленты без особых претензий. Хотя вообще-то бюджет картины переваливает за 100 зелёных, и диву даёшься, куда их умудрились потратить. Но любого, кто клюнет на имя любимого комика, ждёт жуткое разочарование. Мёрфи очень старается: демонстрирует свою знаменитую мимику, использует всё обаяние, на которое только способен, но увы, перед нами не «Золотой ребёнок», а обычная детская фантастика откуда-то из 70-х.
Остаётся всё же констатировать — Эдди Мёрфи стареет. Теперь уже буквально, ведь старина взялся за тюзовские роли волшебников и «добрых молодцев». Само по себе это не страшно, с кем не бывает, мало кто из нас становится моложе, разве что незабвенная Людмила Марковна. Только вот стареть надо всё же уметь. Пока из безусловных провалов за Мёрфи числился лишь один — «Дом с привидениями», эдакий целлулоидный луна-парк, в котором вполне могли бы играть цыгане-гастарбайтеры, а не актёры звёздного статуса. Но боюсь, теперь к этому списку прибавится ещё одна проходная работа.
А всё потому, что не надо менять амплуа. Любишь пошлость? Двусмысленные шутки и физиологический юмор? Не лезь в детское кино. Бери пример с Адама Сэндлера. Вон, Джеймс Белуши тоже пытался перековаться в героя боевиков, и это чуть не кончилось для него катастрофой. Теперь, приходится доживать актёрский век в телеситкомах и озвучивать мультики.
Так что, любите кино. И даже любите Эдди Мёрфи. Всё-таки он неплохой комедийный актёр и не его вина, что он чуть-чуть отстал от поезда. С кем не бывает?
1321 Прочтений • [Знакомьтесь: Дэйв: Человек и пароход] [16.09.2012] [Комментариев: 0]