Пока пленку как средство кинопроизводства ещё не списали в утиль в пользу цифровых технологий, процесс съёмки остаётся прежний: сначала кино снимают на негатив, а уже потом печатают с него пригодный для проекционного аппарата позитив. А что такое негатив? Это когда тёмное становится светлым, рыжее, к примеру, зелёным, а зелёное красным.
Это свойство — всё переворачивать с ног на голову — вообще характерно для кино. Полицейские в кино непременно продажны, профессора университетов — тупоголовые клоуны, а убийцы, воры и шпионы становятся благородными до отвращения. Но дальше всех в славном деле превращения чёрного в белое продвинулся режиссёр Питер Сегал. Пародийный комический сериал, придуманным самим королем шуток Голливуда Мэлом Бруксом «Напряги извилины» он превратил в полнометражный пафосный боевик. Иначе говоря — пародию на Джеймса Бонда он умудрился снять как самого Бонда.
Макс в исполнении Стива Карелла — аналитик сверхсекретной американской разведывательной службы «Контроль». Пыльный офис, раздражающие своей унылостью отчёты и графики, скрепки, фломастеры, точилки для карандашей: Это похоже на шампанское, пышногрудых красавиц, роскошные яхты, пистолеты с глушителями, погони и драки? Нет, и поэтому Макс мечтает переквалифицироваться в полевого агента. Такого же, как агент 23 в исполнении Дуэйна Джонсона. Раз за разом он сдаёт экзамены, но увы — всё тщетно. Да и начальство Макс в прежней роли устраивает больше.
Но вот таинственная и могущественная террористическая организация «Хаос» одного за другим выводит из строя агентов «Контроля». И у начальства не остаётся другого выхода как выпустить «в поле» аналитика Макса, придав ему на всякий случай суперсексуального и очень фигуристого напарника — агента 99, брюнетку, спортсменку и просто красавицу в исполнении Энн Хэтуэй.
Сюжет фильма базируется на оригинальном сериале и до боли напоминает фабулу ленты «Агента Джонни-инглиш» с Роуэном Аткинсоном. Таким образом, Питер Сегал и Стив Карелл как исполнители главных ролей бросают вызов далеко не последним людям в мире комедийного кинематографа. Бросают и… начисто проигрывают.
Александр Николаевич, тот самый который Островский, всю свою жизнь писал комедии. А режиссёры ставили по ним трагедии. Измученный этим непостижимым фактом, он сказал как-то одну очень умную вещь: «В настоящей сатирической комедии нет положительных персонажей». Но делу это не помогло, режиссёры по-прежнему умудряются находить в его произведениях всяческих Катерин и Тихонов и строгать трагедии одну за другой.
То же самое произошло и с фильмом Питера Сегала. Он просто нашпигован положительными героями без страха и упрёка, рыцарями плаща и кинжала, сражающимися за идеалы свободного мира, и даже главный герой, задуманный некогда Бруксом как недотёпа и ботаник, на самом деле стреляет, дерётся и выполняет сложнейшие задания как заправский супермен. Это, по-вашему, смешно? Это грустно.
В результате самым комичным персонажем в ленте стал вовсе не главный герой, а как раз его антипод, герой второго плана агент 23 в мастерском исполнении Дуэйна Джонсона. Смешным оказался не повелитель офисных скрепок, оказавшийся в шкуре суперагента, а тот самый суперагент, вынужденный перебирать бумаги в офисе. Вот где смех-то.
Всё дело в том, что изначально сериал «Напряги извилины», снятый во время холодной войны, не рассказывал о противостоянии КГБ и ЦРУ. Он рассказывал о том, как штампуются бесконечные шпионские сериалы, попутно высмеивая их шаблоны. Фильм же Сегала на полном серьёзе рассказывает о противостоянии ЦРУ и Аль-Каиды, пусть и называя их другими именами.
Больше всего это напоминает комические куплеты, написанные в адрес высокого начальства — каждая робкая шутка уравновешивается в них такой порцией чинопочитания, что присутствующие невольно вытягиваются в стойку. А в финале фильма «Напряги извилины» зритель невольно начинает бормотать американский гимн.
Однако не всё в фильме так мрачно. Сам по себе боевик сделан хоть и несколько прохладно и без фантазии, но всё же достаточно добротен. Перестрелки, погони, взрывы и прочие мегаэффекты жанрового разлива исполнены старательно и чисто. Едва ли не лучше, чем в оригинальном Джеймсе Бонде. Пародией от них и не пахнет, это самое что ни на есть честное подражание, по-ученически прилежное, с плохо скрываемым пиететом, который и убивает даже намёк на пародию.
Несмотря на явное увлечение режиссёра шпионским пафосом, есть в фильме и откровенно смешные, пусть и несколько вторичные эпизоды. Например, блестящее вальсирование главного героя с девушкой весом в пару центнеров. Причем поставлен этот танец весьма профессионально, и актрисе, которая при таком весе умудряется так искусно танцевать, надо определённо поставить памятник. На её фоне наши «Танцы со звёздами» просто курятник, охваченный эпидемией церебрального паралича.
Неплох косноязычный Буш-младший, путающий технические термины и рассказывающий детям сказки прямо в момент террористической атаки. И абсолютно неподражаем Билл Мюррей, появляющийся в совершенно монтипайтоновской эпизодической роли «грустного агента в дупле».
Но в целом фильм Сегала вышел похожим на отсыревшую фанеру: действие постоянно расслаиваются на комедию и боевик, существующие в ленте в качестве параллельных измерений. Чем-то это напоминает давешнего «Хэнкока», с той лишь разницей, что в нём эти части разнесены хронологически, между началом и финалом фильма. А «Напряги извилины» — чудно бардачный, плохо перемешанный коктейль из патетики и кривляния самого ярмарочного свойства.
Любите кино.
1259 Прочтений • [Напряги извилины: Два нуля] [16.09.2012] [Комментариев: 0]