Мумия 3: Гробница императора драконов: Сухой остаток
Когда археолог Говард Картер вытаскивал на свет божий засушенную упаковку одного египетского царя, он мог только догадываться, сколько денег это ему принесёт. А вот сколько на его открытии потом настригут бабла кудесники из Голливуда, ему и в голову прийти не могло. Квалификации не хватало.
У продюсеров франчайза «Мумия» её хоть отбавляй. Они уже в третий раз пытаются продать зрителю один и тот же набор: песок, истлевшие бинты, какие-то каменья, очень много развалин и статуй без голов. Теперь всё это называется «Мумия: Гробница императора драконов» и переносит нас от набивших оскомину пирамид прямиком в загадочный Китай 1946 года. Где нас, похоже, никто не ждёт.
Археологи, вообще, люди забавные — они сначала раскопают что-то непотребное, а потом изо всех сил стараются это закопать. А оно добровольно закапываться не хочет. Вот и выходит средних размеров почти что мировая война.
Итак, 46 год… Впрочем нет, для начала год эдак 220 до н.э. Император Цинь Ши-Хуанди, собиратель земель китайских, и первый китайский император, поручает своему лучшему генералу Мину найти некую колдунью, якобы знающую секрет бессмертья. Генерал приказ выполняет, но вместо пенсионерки с крючковатым носом доставляет ко двору красотку средних лет с умными глазами и в самом так сказать соку.
Далее, император, разумеется, приказывает Мину в красотку не влюбляться — «Не трогай Давдета, он мой» — а наоборот, доставить её в древний монастырь, где и хранится секрет бессмертья. Потом вы в курсе: «Тристан и Изольда», жуткая месть влюблённым со стороны уязвленного императора, проклятье колдуньи. И вот император, но, главное, его ни в чём ни повинная армия, превращаются в терракотовых истуканов.
А вот теперь 1946-ой уже нашей эры. Изрядно повзрослевший и раздобревший сын Эвелин и Рика О’Коннелов Алекс, сбежав от скучных академических штудий Гарварда, устремился в Китай, на поиски могилы того самого Цинь Ши-Хуанди. А в это время его родители в далёкой благополучной Британии, уже забывшей ужасы немецких бомбёжек, изнывают от скуки и безделья. Дело в том, что они поклялись друг другу больше не ввязываться ни в какие авантюры. Однако изнывать им остаётся недолго.
МИД Англии недолго думая просит бывших охотников за мумиями доставить в шанхайский музей некую безделицу, вывезенную британцами из Китая. Намаявшись от написания женских романов и рыбной ловли по самоучителю, парочка с радостью соглашается. В это время их великовозрастный балбес находит-таки могилку императора и, как мы уже знаем из всех серий, ничего хорошего это не сулит. Зритель смеётся, создатели фильма не забыли классический подход к делу, с гомерическим юморком и выходом вприсядку. А вот далее юмор почти что испаряется.
Приехав в Шанхай, в котором, между прочим, владеет казино «У Имхотепа» их вечно пьяный родственник Джонатан, Рик и Эвелин с удивлением обнаруживают своего отпрыска и его археологические достижения. Всё остальное, как-то: оживление не к месту очередной мумии, погони, перестрелки, полёты с психованным лётчиком, войны с ожившими мертвецами, любовь-морковь по вкусу — остаётся делом техники и привычно нам из предыдущих серий.
Третья «Мумия» оказалась маленьким каталогом неплохих вроде бы задумок, выполненных тем не менее крайне слабо. Это ничего, что в Китае 46 года мы не находим даже следов масштабной гражданской войны между националистами Чан Кай Ши и коммунистами Мао. Это ерунда, что в только что освобождённой из-под оккупации японцев стране Шанхай представляет из себя гнездо неонового империалистического разврата почище Лас-Вегаса. Всё это, несомненно, условности. Гораздо хуже тот факт, что фильм, являясь точной сюжетной копией предыдущих «Мумий», раскачивается между эпической китайской сказкой и авантюрным боевиком, как пьяный в баре между виски и джином. В результате жуткая головная боль и полное отсутствие воспоминаний. Как сказал бы последний генсек: «Стремление налицо, а консенсуса нет».
Есть режиссёры, обладающие талантом вдохнуть жизнь даже в самый затхлый сюжет, есть способные передать литературную историю точка в точку. А есть такие, удел которых забульбенить живую мумию даже из ковёрного клоуна. Обернув и так хромающий сюжет грязными бинтами штампа, напичкав никуда не ведущим и кургузым психологизмом и выпятив где только можно дефицит бюджета, режиссёр третьей части Роб Коэн сотворил невозможное. Он убил очередную «Мумию». Семейству О’Конелл в предыдущих сериях потребовалось для этого немало времени и усилий. А дружище Коэн сделал это легко и без напряга.
Нет, оно конечно, ждать от Роба Коэна, создателя «Трёх Ха» и ещё более восхитительно бессмысленного «Форсажа» какой-либо приличной драматургии было бы просто глупо. Но он хотя бы славился динамичностью своих фильмов. А казалось бы, что ещё нужно для авантюрного боевика?
Оказалось, нужно было 15 первых минут занять зрителя отрывком из китайского «Героя» (чтобы дать Джету Ли сыграть хоть что-нибудь), погрузить нас в перипетии семейно-педагогических отношений ячейки общества по имени О’Конелл, показать нам компанию йетти на службе идеалам гуманизма и насмешить в конце схваткой праха с глиной.
Словно спохватившись, он ведь никогда раньше не снимал мелодрам, Коэн остановил, где смог, действие пространными монологами и диалогами героев о любви, дружбе и семейных ценностях. Причём на самих актёров подобная смена темпа действовала, как ведро брома на колхозного быка — они сами становились похожи на обмазанных глиной вояк из гробницы. Эмоции смазаны, выражения лиц — как у обожжённого кувшина. Держался молодцом лишь один Фрейзер — старина Рик как был легионером, так им и остался. Но один, как говорится, в поле не рота. И даже не взвод.
Даже Джет Ли, актёрский талант которого персонально мне очень симпатичен, и тот проходил весь фильм с одним и тем же выражением лёгкого удивления. И винить его здесь не за что — большую часть экранного времени он проводит то в виде изуродованного компьютерным гримом истукана, то в виде каких-то многоголовых тварей. А никакого драматического стержня, подобного трагической любви жреца из первой части, сценарий, увы, ему не предоставил.
Досталось постановке и от «генеральной линии партии». Однажды академик Л.Н. Гумилев сказал одну умную вещь: «Если кто-то начинает описывать вам историю в терминах сегодняшнего дня, знайте, перед вами не историк, а пропагандист». Вы можете считать «Мумию» Коэна «бескомпромиссным экшном», но порой терминология выдает в нём истинное начало.
«За свободу, за свободу!» — кричит истлевший, разорванный некогда лошадьми, а ныне деловитый труп генерала Мина, призывно махая ржавым мечом. И на его призыв откликаются — кто бы вы думали? «Демократическая оппозиция» кровавому режиму императора Цинь Ши-Хуанди, уморенная 2 с лишним тысячи лет назад на постройке китайского ГУЛАГа — Великой стены.
Ладно, отвлечёмся от идеологии, сама по себе идея столкнуть две мертвецкие армии, может, и неплоха. Однако когда на поверку вояки с обеих сторон рассыпаются от одного прикосновения, это выглядит как война снопов соломы. Какая радость наблюдать за рассыпающимся карточным домиком? И это ни в какое сравнение не идёт с египетскими башибузуками из первой части, сигающими по потолку с кривыми секирами.
В сухом остатке — одна-единственная погоня по узким Шанхайским улицам за терракотовой колесницей и терракотовым же императором. Много китайского фейерверка, опрокинутых рикш и даже один взорванный трамвай. Посмотреть есть на что, но после этого хоть из зала уходи.
Под конец фильма в кургузеньком вихре всё того же песка, неизбежно присутствующего во всех частях пока что трилогии, нам экспонируют сусальный портрет воссоединившихся в лучшем мире (не иначе, как в двух шагах от Ноя с Адамом) красавицы-колдуньи и генерала Мина. На фоне серфинга дирижабля на волне песчаной бури из второй части, это как покурить рядом с заводской трубой.
Кстати в самом последнем плане вечно пьяный Джонатан, дядя новоиспечённого археолога Алекса, спешит в Перу и титр сообщает нам, что там буквально вот-вот найдут мумию местного разлива. Неужели, вслед за «Дискавери», продюсеры намылились поспеть галопом за всеми мумиями мира!?
Пока не поздно, любите кино. Мумий, судя по всему, на наш век хватит.