Нынешний год уже можно назвать урожайным для отечественного кинематографа по части комедий абсурда, сочетающих в себе традиции фильмов Абрахамса и братьев Цукеров и целый букет разнообразных болезней и физических недостатков, за которыми эти упомянутые традиции можно и не разглядеть.
Для своего явления в российском кино некогда поварившийся на заокеанской Фабрике грёз Марюс Вайсберг выбрал не самую безобидную тему Великой Отечественной. Всё-таки для постановки подобной комедии, да еще и пародийной, да еще и идиотической от начала до конца, нужно ещё что-то, кроме голливудской школы. В качестве ориентира у него были Цукеры, в роли рабочего материала — анекдоты про Штирлица, в помощниках — гламурная тусовка, несколько старичков-разбойчников матерых комиков и Деревянко.
В «ГК!» сюжету уделено место на галерке, всем достаточно одноклеточной фабулы «как жил-шпионил Осечкин-Шуренберг и как его старались рассекретить», служащей склеивающим материалом для безграничной вакханалии, ахинеи и разнокалиберного стёба пополам с выделыванием акробатических трюков и танцами.
Естественно, что и смотреть фильм стоит исключительно ради отдельных сцен и гэгов. А их тут целый эшелон и тележка — на любой вкус, возраст и уровень просвещённости. Вольные интерпретации анекдотов про Штирлица и сам стёб над «Семнадцатью мгновениями весны», тонкие шуточки про инженера Гарина — их оценит-то не каждый, а контингент под кодовым именем Молодёжь, дай бог, чтоб хоть частично понял.
Но Вайсберг раздает всем сестрам по серьге, каждому достается по «своей» шуточке — и курящим, и блондинкам, и даже синефильскую душу согреют полторы шутки про один известный киберпанк. И, как ни странно, сортирного юмора тут хоть и не боятся, но стараются не злоупотреблять. Его бы почти и не было, если бы не присутствие в кадре Семенович с двумя шарами для боулинга — при таком психологическом давлении товарищ режиссер-сценарист удержаться не смог.
Без преувеличения, шуткоюмора хоть отбавляй, другой вопрос — насколько смешного. И тут-то у фильма начинаются определённые проблемы. Или во всем виновата пышногрудая радистка Зина, или у пародистов, как и у их «комедиклабных» предшественников, чувство меры и чутьё на хорошую шутку систематически дают сбои.
Один эпизод слишком затянут, в другом — даже не переигрывание, а долгое скучное кривляние перед камерой, а третий — так и вовсе такая ахинея, что даже с хорошим чувством юмора на трезвую голову — бред редкостный, непонятно как уцелевший при монтаже. Сломать челюсть от зевоты? Иногда — не без этого. Шуренберг, разъезжающий на тюнингованном автомобиле с неоновой подсветкой по ночным клубам разбомбленного Берлина и вынужденный жечь (с) — забавно, но не более того.
Множество главных шуток в лучшем случае вызывают ухмылку. Более того, «Гитлер Капут!» нет-нет, да и проигрывает тому же «Самому лучшему фильму» по части диалогов. Маловато в нём острых фразочек, автоматически откладывающихся в памяти.
Зато есть кичёвость всего и вся, дуракаваляние, гламурные доярки разведчицы и целый калейдоскоп всяческих рожиц, поз и ракурсов. И глупая истерия по поводу «подлого и циничного отношения к истории», а также подтексту «Семнадцати мгновений» и отражению современности.
Несмотря на то, что хотя шум вокруг фильма преувеличен, а предмет дискуссии всё же имеет в запасе несколько не просто достойных, но и — внимание! — смешных шуток на весь хронометраж, Вайсбергу и Ко насчет «Наполеон капут!» придется хорошенько поломать голову.