Фестиваль «Завтра» в этом году получился на удивление душевным и радушным. Мало того, что в Москву приехали некоторые очень известные люди, такие как Мишель Уэльбек, Пётр Зеленка и Абель Феррара. Они показали свои очень известные фильмы. Организаторы не забыли пригласить на показы и известных российских киноперсон. Фестиваль, в прошлом году заявивший о себе как о маленьком, но очень достойном кинособытии, набирает обороты, и в этом году уже вдвое расширил свою программу.
Читайте в этом обзоре:
«Карамазовы»
«Возможность острова»
«Джонни — бешеный пес»
«Долгая счастливая жизнь»
«Челси со льдом»
«Мой Виннипег»
«Карамазовы» (“Karamazov brothers”, Чехия, Польша), 2008
Режиссер и автор сценария : Петр Зеленка
В ролях: Иван Троян, Давид Новотны, Игорь Хмела, Мартин Мишичка, Радек Холуб, Ленка Кроботова, Михаэла Бадинкова.
Петр Зеленка вышел на сцену с оптимистичным заявлением — «Я верну Достоевского в Россию! Вот мы сделали Братьев Карамазовых, а скоро мы привезём к вам и Бесов. Приятного просмотра, а я побежал на концерт Леонида Федорова».
«Карамазовы» — фильм очень неоднородный. Основные герои — группа актеров, которые едут на фестиваль современного искусства, проходящий в сталепрокатном заводе. Таким образом «Карамазовы» это многослойное кино — в котором есть спектакль, жизнь простых рабочих, наблюдающих за спектаклем, и жизнь актеров вне репетиций. Актеры приезжают из Чехии в Польшу. Смеются над польскими словами и пугаются той депрессухи и разрухи, которая (что неудивительно) поселилась на сталепрокатном заводе. Сначала они обнаруживают непригодную для жизни комнату, а потом и людей в жутких и невообразимых обстоятельствах (у одного из рабочих, который ходит на их спектакли, ребенок упал с высоких перегородок и сломал позвоночник). Но разве не об этом писал дорогой наш Федор Михайлович? То-то и оно.
Эти три реальности, которые возникают в фильме, плотно переплетены и несомненно влияют друг на друга. Балерина танцует в грохоте цеха. Актер, вопрошающий, как же выглядят крюки, на которых черти затаскивают людей в ад — находит их в соседнем помещении. А рабочий, отец упавшего ребенка, которого полубезумная от горя жена просит пойти уже наконец домой, отказывает ей, говоря: «Они играют для меня! Понимаешь, этот спектакль специально для меня!»
В этот момент начинаешь вспоминать фильмы, про которые точно знаешь, что они были сняты именно для тебя. И сам фильм «Карамазовы» тут же встает в этот ряд. А ведь, когда зрителю кажется, что фильм, картина или спектакль созданы именно для него — это, пожалуй, и есть цель любого художника. Такое вот размышление о роли искусства в нашей жизни. Весьма позитивное, впрочем.
«Возможность острова» (“Possibility of an island”, Франция), 2008
Режиссёр и автор сценария: Мишель Уэльбек
В ролях: Бенуа Мажимель, Патрик Бошо, Рамата Куатэ, Серж Ларивьер, Жан-Пьер Мало, Ариэль Домбаль, Жорди Додер, Анджей Северин.
Надо сказать, что Уэльбек оказался очень милым дядечкой. Тихим, застенчивым, робким, в меру мизантропичным — короче, абсолютно интеллигентным. Как говорил один мой знакомый: «Интеллигент — это такой человек, который занимает мало места». Так вот, на фестивале «Завтра» Уэльбек действительно занимал мало места. Его осаждали фотографы и корреспонденты, лупили по нему вспышками, а дамы в вечерних нарядах все время норовили подойти и задать какой-нибудь многозначительный вопрос на французском языке.
Писатель же смотрел на них прищуренными глазами и, как мне показалось, с некоторым сарказмом. Ведь Уэльбек, как мы можем понять из его книг или фильмов, относится к человечеству более чем критично. В его новом фильме «Возможность острова» есть всё: и тоталитарные секты, и клоны, и порнобизнес, и, разумеется, неизбежный апокалипсис. Уэльбек критичен и к миру, и к фильмам, и к себе. Он говорит, что из двух экранизаций его произведений его устраивает только одна и пришло время самому взяться... за камеру и снять устроившее его кино. Его вдохновил сериал «Сумеречная зона». В кино мало настолько хороших фильмов, так он считает. В данной нам реальности человечество и впрямь дает себе мало шансов на спокойное и благополучное будущее. В произведениях Уэльбека люди еще более отвратительны, чем на самом деле. Их несомненно не ждет ничего хорошего.
Единственное, что утешает, так это то — что едва ли конец света будет проходить под такую мрачную и трагическую музыку, как это было в фильме «Возможность острова».
«Джонни — бешеный пёс» (“Johnny Mad dog”, Франция, Либерия, Бельгия), 2008
Режиссер: Жан-Стефан Совер
Сценарий: Жан-Стефан Совер, Жак Фьески
В ролях: Кристофер Мини, Виктория Венди, Дагбе Тве, Барри Шерно, Мохаммед Сесэ, Лео Бойене Коте, Принс Коти, Натаниел Капейу, Эрик Коль. Гран-при фестиваля «Завтра»
Мне было удивительно, что это кино сделал европеец — француз. Хотя, возможно, это наоборот закономерно. Ведь нельзя сделать такой шокирующий фильм, живя внутри гражданской войны, привыкнув к ней.
Надо пояснить, что сюжет и персонажи фильма — чистый вымысел. Лента основана на одноимённом романе Эмманюэля Донгала о сражающихся детях, которым удается захватить власть. Но то ли из-за фактуры реального полуразрушенного африканского города, в котором долго шла гражданская война, то ли из-за личного опыта режиссера (снявшего перед этим документальную картину о сражавшихся в Колумбии подростках) — фильм получился предельно реалистичным.
Почему бы не поверить, что в Африке происходит гражданская война, и воюют в ней преимущественно 14-летние подростки? Джонни с друзьями взял пулемет — больше в деревне никто не живет. Осталась только одна здравомыслящая девочка, потерявшая благодаря стараниям этих удальцов и младшего брата, и отца. Она — единственный персонаж фильма, который объективно воспринимает происходящее. Она сможет постоять за себя.
Мальчики с оружием безумны все до одного, что по ту, что по другую сторону баррикад. Они даже носят крылья и свадебные платья, чтобы подчеркнуть свою правоту и карнавальную красоту войны. «Возми автомат — нажми на курок… Вот! Теперь ты умеешь стрелять». Бред войны становится выпуклым и осязаемым, как пот и кровь на телах чернокожих. Конечно, автоматы со временем отберут у безумных подростков, и вместо младшего брата можно будет взять на воспитание пятилетнюю девочку, которая потеряла родителей, но никто никогда не объяснит разумному человеку — зачем и кому это нужно? Вымышленность сюжета не делает фильм легче или отстраненнее, он смотрится как новости, как репортаж с места событий. Точно так же, как и «Город Бога» шокирует на всю оставшуюся после его просмотра жизнь. Он, видимо, специально снят таким образом, чтобы надолго оставаться в памяти. Снят со скрытым протестом, призывом задуматься.
Далее:
«Долгая счастливая жизнь»
«Челси со льдом»
«Мой Виннипег»
567 Прочтений • [Завтра: "Карамазовы", "Челси со льдом" и другие] [16.09.2012] [Комментариев: 0]