Создатели новейшего цикла бондианы поставили перед собой цель сколь благородную, столь же и недостижимую. Они захотели второй раз войти в ту же воду, подав самый длинный из франчайзов современности в новом ключе, но одновременно оставив всё как есть.
То есть c одной стороны — нет имени Флеминга в титрах, но есть его персонажи — сам Бонд, М, ле Шифр, мистер Уайт. Есть заглавный клип в начале фильма, но выглядит он именно нарочито вставным номером, для проформы, такой пятиминутный оммаж смутным собственным достоинствам. Есть «выстрел в диафрагму» под знакомую музыку, но и музыка, и диафрагма точно так же отделены от всего действа, это просто логотип под финал пиесы. Бонд всё так же общается с двумя девушками за время сеанса, и точно так же одна из них благополучно умирает, но право, серьёзному и неуклюжему в манерах Крейгу все эти «девушки Бонда» нужны как солдату третья портянка. В фильме по-прежнему полно самоиронии, но помимо шутки про «учителей» знатоку посмеяться не над чем.
Продюсерская рука пока действительно не ведает, что творит, хотя за спиной уже два фильма, и «Квант милосердия» в этом смысле пока не даёт вожделенного ответа — куда есть пошёл Бонд, Джеймс Бонд. Более того, несмотря на все достоинства второго фильма новейшей серии, именно он даже в каком-то смысле размыл тот образ нового агента 007, который создавало «Казино Рояль».
Почему так? Вот смотрите. Крейг сам по себе был главной находкой «новой бондианы», ведь его образ служивого Её Величества был крупнейшей ставкой продюсеров, которая бы с одной стороны обеспечила сериалу рывок в будущее, а с другой, в случае неудачи, похоронила бы проект на долгие годы.
Во втором фильме этой загадки уже не было — все уже знали, что зрителю Крейг придётся по вкусу, все уже знали, что Бонд, которого всё время бьют по лицу — народу нравится, все уже знали, что экшн а-ля Джейсон Борн нынче пользуется популярностью, и все уже знали, что за неимением оставшихся в запасе романов, повестей и даже уже рассказов Флеминга, хочешь не хочешь, а придётся писать сценарий сиквела, с теми же персонажами, только «дальше, выше, быстрее». Даже то, что большая часть фильма в итоге пройдёт в Италии, было понятно уже из фамилии продюсера.
По сути, единственным элементом непредсказуемости оставался только небанальный выбор режиссёра, ведь Форстер режиссёр хороший, но боевиков до сих пор не снимал, а где режиссёр, там и его команда, включая осветителей и массажистов, со всеми вытекающими последствиями для итогового видео. Откровением в этом смысле послужил только монтажёр Ричард Пирсон, работавший над «Превосходством Борна», что внесло свою заметную лепту в тот кинопродукт, что мы и имели возможность лицезреть в кинозале.
Итого в «Кванте милосердия» сошлось новое, старое и старое-новое в немыслимых пропорциях, заставляя крепко призадуматься, чему в итоге радоваться, а чему, может, и поогорчаться.
И главное новое среди всего нового — это, конечно, немыслимое количество экшна. Никаких погонь на снегоходах и морских заплывов, никаких пулемётов под фюзеляжем казённого «Остон-Мартина», простой дорожный серпантин, каменная пыль, мелькание разбитого вдрызг железа и подозрительные типы в чёрных очках. Вот с чего начинается, чем же примерно и заканчивается «Квант милосердия».
И всё это при сверхкоротком «борновском» монтаже, с руганной-переруганной ручной камерой, которая бывает уместна, но чаще наоборот, без общих планов и кадров длиннее полусекунды. Кто за чем гонится и с какой целью — это не тот вопрос, который стоит задавать на сегодняшнем сеансе. Сидящие ближе к экрану борются с головокружением, закупившиеся попкорном давятся им в назидание потомкам.
Это уже позже в сценарии появляются одна-две паузы, достаточных для произнесения хоть что-нибудь поясняющего диалога, но помните, при хронометраже в час сорок пять (для сравнения — у «Казино» было 144 минуты) таковых набирается штуки четыре, не больше. Кажется, Марк Форстер воспринял проблему множества ложных концовок предыдущего фильма буквально, не оставив собственному кинопродукту ни завязки, ни акцентированного финала. Ретроспективно вспоминая фильм по выходе из зала, начинаешь задумываться, нужен ли режиссёру сюжет вообще, или дай ему продюсеры волю, он бы всё повырезал, оставив на экране один экшн, экшн и ничего кроме экшна.
По сути, во всём фильме есть лишь одна длиннота — тот самый «заглавный» видеоклип со своеобразной графической аллюзией на булит-тайм. Всё остальное время сами герои, их машины, катера, самолёты и прочая техника куда-то несутся, периодически поворачиваясь на камеру и произнося диалог в стиле «за какое общество бежим? мы — за Динамо!»
Понятно, что при таком количестве зубодробительных погонь и филигранного мордобоя, во время которого Крейг доблестно страдает лицом, персонажи не успевают толком представиться, а над смертностью визави самого Бонда горько шутят не только в зале, но уже и на экране. Так, зачем умерли Матис и рыжая красотка мисс Филдс, не поняли, кажется, даже трое сценаристов фильма, что уж говорить о горемычном Бонде, всё повторяющем своё присловье про «мёртвые не кусаются».
Точно также «низачем» Бонд сперва не убивает, а потом тут же спасает персонажа нашего мультиязычного всего Ольги Куриленко, взаимоотношения которой с генералом Генералом — единственная обладающая стройной логикой сюжетная линия фильма. Обидно, что как раз она-то к Бонду никакого отношения не имеет. Да и то, сказать по правде, читатели уже спрашивают «а что у Куриленки со спиной?» Что тоже говорит о специфике сценария.
Собственно в этом и состоит главная проблема фильма, усиленно входящего второй раз в воду. Авторы так много всего напридумывали, а хронометраж решили оставить традиционный для Бонда. Потому и колоритнейшие персонажи Амальрика (а особенно его помощника), Джаннини, Кристенсена, да и обеих барышень-в-кадре остались подвешенными в воздухе, у них просто нет времени толком представиться.
Сам же Бонд-Крейг при этом ничуть не отступает от предыдущей части, играет живого, человечного спецагента, который сам до конца не понимает, чем в собственных действиях руководствуется, и его конфликт с М за те минуты суммарного хронометража, что ему уделено в театральной версии, всё-таки проходит классические три стадии, спасая фильм от возможных фанатских нападок. Бонд — по-прежнему взрослый, серьёзный, шрамированный снизу доверху персонаж в стиле «во время съёмок ни одно животное не пострадало». Что, в общем, переводит фильм в категорию достойных просмотра, но всех вопросов к сценарию всё-таки не снимает. Ведь чем всё, формально, кончилось? Детонацией начинённого тротиловым эквивалентом отеля и демонополизацией латиномариканского водоканала. Вот уж масштаб для агента 007.
Потому что экшн экшном, но даже в изначально заточенном под оный «Борне» находится время и для внутренней логики, и для развёрнутого детектива, и для внятного финала.
Бонд же, так и не пояснив смысл второго слова в своём заглавии, скорее отсылает нас дальше, к следующему фильму. Ведь Доминик Грин, мы помним, ответил на все вопросы Бонда, а следовательно, завтра будет весёлый день!
До встречи в кино.
1239 Прочтений • [Квант милосердия: Если в кране нет воды] [16.09.2012] [Комментариев: 0]