Теории заговора, как известно, базируются не на том, что, дескать, у основания Башен-близнецов шёл дым, и не на том, что, дескать, у обрушившегося крыла Пентагона не видно обломков атаковавшего его самолёта, а на том, что спецслужбы всего мира врали, врут и будут врать. Врут, чтобы что-то скрыть, врут, чтобы скрыть, что скрывать им нечего, врут, чтобы прикрыть прежнюю ложь. Каждое слово правды — как уступка врагу, каждое данное и сдержанное честное слово — как расписка в своей профнепригодности, каждый выплывший на свет божий случай вранья — как повод лишь пожать плечами. Ничего личного, джаст служба.
Об этом, собственно, и весь сюжет фильма. На фоне обозначенной в заглавии смысловой нагрузки можно наворачивать те или иные фактологические и географические привязки, а будет ли это поиск несуществующего ОМП в Ираке или поимка того или иного главаря мифической Аль-Каиды, по сути уже и неважно. Важно то, что все врут. Врут самим себе, своим агентам, их информаторам, террористам, местным властям из числа толерантных, местным властям из числа нетолерантных, начальству и снова самим себе.
В этой сверхидее и заложена бомба под сам фильм. Можно сколь угодно долго наблюдать за перипетиями злоключений персонажа Лео Ди, даже начинать верить в то, что у него-то принципы и честность есть, а вот ещё у Хани они есть, но всё это нагромождение лжи неумолимо виртуализирует сюжет с каждым его поворотом, а уж когда мифического террориста начинают ловить на столь же мифического живца-конкурента, даже самый терпеливый и сознательный зритель начинает вертеть головой и пытаться понять, это ЦРУ морочит зловредного главаря или это авторы морочат самого зрителя.
Смотрите, персонаж Рассела Кроу ничем не хорош, пока, в случае чего, не несётся лично через весь океан решать проблемы своего визави — ничуть не достоверно и сюжетно бессмысленно. Абсолютно гениальный в своей достоверности и в своём благородстве персонаж Марка Стронга Хани-паша всем хорош, пока сам не начинает зачем-то врать. И сам Лео Ди делает всё честно и зачастую в одиночку, терпеливо сносит любое кидалово сверху, снизу и сбоку, но зачем-то вдруг эта невероятная любовь, зачем-то эти мелодраматические осколки костей, зачем-то этот финальный затяжной уход.
И «оставить цель». Феноменальная концовка. Представьте, что так заканчивается любой из «Борнов». Но что не позволено плоть от плоти голливудскому персонажу, видимо, позволено герою, претендующему на достоверность.
Вот так, разрываясь между «шпионским чтивом» и раздачей поводов для нагнетания у зрителей теории заговора, и движется потихоньку гружёный состав ридлискоттовского тяжеловеса. Автор раз за разом умудряется наступать на знакомые грабли — только зритель поверит в героя, тот тут же спешит совершить нечто совершенно немотивированное, но «идеологически верное». Только завяжутся между двумя персонажами какие-то интересные взаимоотношения, тут же, как чёртик из табакерки, выскочит сценарист и скажет «шалишь, брат», совершая какой-нибудь шпионско-бюрократический кульбит вроде той злосчастной погони с собачками.
Феноменальная расточительность и феноменальное же насилие над героями, которым идеология не даёт жить своей жизнью, в итоге приводит к тому, что в зале становится банально скучно. Вроде бы — перестрелки, теракты, спутники-шпионы, арабы, американцы, 911, ан нет, всё так натянуто, вымученно и низачем, что впору задуматься, что если бы теракты 11 сентября не произошли буквально в прямом эфире на глазах у миллиардов зрителей, мы бы слышали сейчас теории заговоров не о том, что несчастный бизнес-центр взорвали коварные спецслужбы, а что никакого взрыва вообще не было. Ведь всем же отечественным параноикам известно, что американцы вовсе не были на Луне, правда?
В этом смысле неважно, травил ли Саддам курдов газом или не травил, важно, что спецслужбы превратили чужую трагедию в собственную спецоперацию к вящему удовольствию таких вот эдов хоффманов. Неважно, что фильм «Совокупность лжи» снят и сыгран мастерски, важно, что автор не только сам запутался в этой самой лжи, пойдя по сути у неё на поводу, но ещё и зрителя запутал, оставив фильм без мысли, без логики, да в итоге и без персонажей. Чего после этого удивляться скромным сборам. Идиотизм современных спецслужб, заигравшихся в спутники, беспилотники, досье, компроматы, «наружку», систему «Эшелон» и международных террористов, уже был показан в совсем другом фильме.