Завсегдатаю современных многозальников фигура Люка Бессона представляется чем-то вроде коварного императора, из сценаристско-режиссёрского кресла твёрдой рукой правящего своими многочисленными франчайзами-империями, периодически выходя на вершину своего чёрного замка и издавая оттуда зловещий раскатистый смех. Происходит это по нескольку раз в году, ровно столько, сколько выходит его фильмов.
Надо отметить, даже нет-нет, да и проявляющаяся режиссёрская ипостась Бессона ничуть не мешает этому образу, ведь тот немаловажный факт, что «он над нами издевался, ну сумасшедший, что с него возьмёшь» не заметит по выходе из очередного кинозала разве что очень наивный или не склонный к анализу зритель. Многочисленные экшн-франчайзы мсье Бессона тому прямое подтверждение.
Ведь что такое экшн от Люка Бессона? Всё куда-то летит, несётся, крушит, прошибает лбом стену и параллельно дерётся ногами, стреляет из всех видов стрелкового и нестрелкового оружия, по съёмочной площадке бегают какие-то крашеные фрики, не то русские, не то японцы, не то арабы, не то немцы, а посредине всего этого бедлама стоит и тихо офигевает эдакий лирический герой самого Бессона, втайне мечтающий отсюда побыстрее убраться.
Фрэнк Мартин, бывший спецназовец, специалист по частным перевозкам и любитель придумывать самому себе правила, чтобы потом их же и нарушать — тоже вот такой лирический герой. Куда он в прошлых сериях кого не возил. Но, как и сам Бессон, супротив всех образов коварных властелинов на тоталитарном форуме, остался в душе ужасным романтиком.
В кои-то веки к нему в машину подсел не пацан и не страшенная немецкая медсестра с двумя пистолетами, а вполне фертильного вида, пусть и предельно рыжая украинская дивчина, а значит, пламенный мотор Фрэнка Мартина, как и любвеобильного Люка Бессона, специалиста по кастингу актуальных нонче звёзд подиума и фотостудии, непременно к середине фильма окончательно растает до состояния масла на подоконнике, что, конечно же, чуть не сорвёт всю намеченную перевозку.
В том смысле, что когда Бессон, а с ним и неопытный пока что Оливье Мегатон отвлекаются на лирику, экшн тут же куда-то пропадает. Ну вот неможно упрячь коня и трепетную лань. Или разговоры за жизнь с перечислением списка дежурных блюд, или собственно прыжки на крышу едущего поезда, рукопашные со странной интернациональной компанией злодеев в тельняшках и погони на велосипедах по трущобам Будапешта. Или романтические обнимашки на фоне заката, или мордобой.
Собственно, одно другому в итоге не мешает, а мешают все эти дурацкие транснациональные сюжетообразующие отступления про «ввоз в Украину» отходов проклятого глобалистического Запада. То есть, и министр вроде такой колоритный, советский, бюста Ленина на столе не хватает, а вот не цепляет, и ближе к концу даже где-то изрядно утомляет. Лучше бы они эту рыжую запросто так сграбастали, шоп було. Хотя, тогда Бессону сотоварищи пришлось бы где-то выдумывать ещё на полчаса разных погонь или наоборот, таки продемонстрировать в кадре не только накачанный торс главного британского специалиста по бульдожьей харизме.
Стэйтам вообще хорош в любом ракурсе и любой роли, помнится, его скромнейшее камео в роли эдакого сувенирного русско-британского футбольного олигарха в «Розовой пантере» было ничуть не хуже всех прочих его ролей, возводимых к Гаю Ритчи. Ведь на одном нём держится сразу два экшн-франчайза, не говоря уже о россыпи различных «стэндэлоун» проектов. Наш небритый, но зато короткостриженый британец на пару с замученным нарзаном инспектором Таркони ещё дадут прикурить клиентам одной частной службы доставки. А то один загородный домик требует срочного ремонта. Да и машинка-то тю-тю. Впрочем, вместо неё теперь есть рыжая барышня и рыбалка.