Ещё вчера «падал прошлогодний снег», а сегодня отовсюду звучит мелодия «Джингл беллз». И никто не спрашивает, по ком звонят эти рождественские бубенцы: в эту пору всем зрителям хочется праздника, веселья, подарков, наряженных ёлок, чудес и хорошего, лёгкого кино, в котором по традиции есть всё вышеперечисленное, освещённое яркими новогодними огоньками сентиментальности, которой в эти декабрьские дни никто не стыдится, а наоборот — ищет и ждёт в простых, радостных и наивных рождественских фильмах.
Когда картина называется «Четыре Рождества», имеешь право надеяться, что в ней будет всё, чего ждёшь, да ещё в четырехкратном размере. Но вдруг оказалось, что-то неладно в голливудском королевстве — фабрика рождественских грёз, видать, из-за кризиса, забуксовала, всех сценаристов-сказочников сократили, а те, кто остался, не верят в Санту, не любят сказки и не умеют ни смешить, ни смеяться. А ещё кажется, что фильм сделан какими-то волонтёрами из социальной службы, которые с заботливым безразличием доносят до зрителей незамысловатые истины из серии «позвоните родителям». И пусть бы это делалось смешно и с выдумкой, с гэгами, в конце концов, так нет же: перед нами комедия, где не то что зрителям, героям не весело, читай «скучно», а самое рождественское, что есть — это финальные титры с ёлочными игрушками и прочими праздничными мелочами. «Маловато будет» для рождественских ожиданий.
Для зрителей так и останется загадкой: то ли у Сета Гордона и его сценаристов нет чувства юмора, то ли их с детства донимают проблемы с пищеварением. Первое доказывает чуть ли не центральная комедийная сцена со срыгивающим на тётю Кейт младенцем, второе же кажется более правдоподобным, когда на экране срыгивает ещё один ребёнок. Кстати, кто мне подскажет, что из этого смешнее?
Видимо, давно пылились на полках бюро сценарных находок характеры двух главных героев, эдаких стареющих недорослей с душой тинейджеров и зарплатой начальников отдела: всё-таки каждый год летают в отпуск на острова и, покупая родственникам подарки (о, ужас!), не укладываются в десятидолларовый бюджет. Когда взрослые люди — Брэд и его папа с лицом Роберта Дюваля и ролью менее выписанной, чем у собачки Лесси — спорят о том, кто из них будет платить за только что подаренный пакет кабельного телевидения, не только смеяться не хочется, а возникает желание проверить у них удостоверения личности: исполнилось ли им 18? И что это — подростковый инфантилизм или сценарный идиотизм?
То же можно сказать и об увлекающихся боями без правил братьях Брэда с их внезапными нападениями на беднягу из-за угла и семейными потасовками. Не отстаёт от них и героиня Риз Уизерспун: то ребёнком шкаф закроет, то с тестом на беременность разыграет драматическое «быть или не быть», а чаще гримасничает и глаза выкатывает — по случайному стечению обстоятельств, именно в тех местах, где по режиссёрскому замыслу зрители должны засмеяться. Видимо, такая манера игры заменяет этому полнометражному ситкому закадровый смех из телесериалов.
Казалось бы, Кейт и Брэд усиленно скрывают от родителей и друг от друга свои сокровенные тайны. Но на поверку оказывается, что их главные скелеты в шкафу — это лишний вес, пребывание в лагере для полных детей и смена имени: ну, действительно, кому захочется быть названным в честь города, в котором тебя зачали? Это, конечно, горе похлеще развода родителей — гораздо болезненнее... Только вот для героя Винса Вона какое-то не очень душераздирающее имя подобрали. Зачали бы его в каком-нибудь Бодертауне или в поезде на Юму, было бы из-за чего расстраиваться. Но кто поверит в трагизм проблемы: зовут мальчика Орландо или Брэдом? Интересно, а Брэд Питт и Орландо Блум имеют к этому отношение?.. В общем, либо шкаф игрушечный, либо скелеты бутафорские.
Безусловно, боязнь батута у Кейт — это сильно. Этому даже посопереживать можно, к слову, единственный раз за весь фильм. Но вообще, если эти взрослые так инфантильны, то почему, собственно говоря, они так боятся и не хотят жениться и рожать детей? Они с отпрысками были бы лучшими друзьями лет эдак до трёх; правда, потом их чада бы выросли и наверняка подали бы в суд на Сета Гордона и сценаристов за таких родителей.
А что делает в фильме Джон Войт? И зачем вообще появляется его герой? Если Роберт Дюваль и Сисси Спейсек получили от сценаристов хоть какие-то намёки на характеры, то Войту не дали и того. Хотя, всё, что не делает Сет Гордон — к лучшему; потому что его креатив скорее пугает, чем притягивает.
Взять хотя бы неизменную блаженную улыбку на лице Паулы. А ведь Сисси Спейсек — хорошая актриса и шестикратная номинантка на премию «Оскар». Скажите на милость: почто Сет Гордон боярыню обидел? Создаётся впечатление, что Джона Войта пригласили в картину только для того, чтобы потом, участвуя в пресс-конференциях во время раскрутки фильма, он отвечал на единственный по-настоящему интересующий журналистов вопрос: «Мистер Войт, правда, что ваша дочь Анджелина Джоли опять беременна?..»
Сет Гордон может отменить все рейсы на Фиджи для героев своего фильма, но, к счастью, ему не под силу отменить Рождество, которое несомненно ещё не раз принесёт зрителям настоящие рождественские комедии — дары голливудских волхвов.