Я всегда был уверен, что лучшая сказка — это та, что рассказана самими детьми. Более того, в детстве меня всегда подмывало исправить популярные сказки на свой манер. Ну, там вооружить Красную Шапочку пулеметом или посадить Илью Муромца в танк. Мне казалось, что так будет гораздо интереснее и веселее. И, кажется, в этом своем желании я не одинок. Во всяком случае, режиссер Адам Шенкман, актёр такой же Адам, но теперь Сэндлер, и компания «Уолт Дисней» двинулись именно этим путем: модернизировали процесс создания сказок фантазиями самих детей, да и сняли фильм «Сказки на ночь».
Герой Сэндлера, разнорабочий крупного отеля Скитер, как всегда брутальный, но очень добрый и симпатичный пролетарий среднего возраста, с неудавшейся личной жизнью и бездной этого самого брутального обоняния.
Папа главного героя, который незримо присутствует в сюжете в качестве закадрового рассказчика (ведь если есть сказка, то её обязательно кто-то должен рассказывать), некогда содержал небольшой отель. Но волчьи законы бизнеса в мире чистогана привели его к банкротству и вынудили продать отель своему товарищу. Правда, тот дал клятвенное обязательство со временем назначить сына прежнего владельца, то есть Скитера, управляющим отеля.
Проходит время, отель из крошечного домика превращается в белоснежного красавца в несколько десятков этажей, принося своему владельцу миллионы. Однако обещание забыто, и повзрослевший Скитер вынужден прозябать в отеле на должности парня «почини чего-нибудь». Перспектив ноль, надежд ещё меньше. Но однажды сестра Скитера просит брата временно присмотреть за своими племянниками. Попытавшись, по примеру своего отца, сочинить детям на ночь какую-нибудь сказку, Скитер очень быстро убеждается, что дети делают это гораздо лучше него. Каково же было его удивление, когда он обнаруживает, что все сочиненное детьми происходит в его жизни уже наяву. И у Скитера появляется шанс.
Представить себе хулигана Сэндлера и по-монашески сдержанную компанию «Уолт Дисней» в одной упряжке уж очень трудно. Потому уже то, что Адам Сэндлер, богохульник и охальник, принял участие в семейном фильме, да еще и втиснул свою пошловатую натуру в рейтинг PG, можно считать по-своему феноменом. Может быть, результат и не стал выдающимся достижением в мире кино, но для актера это личное достижение.
От привычного зрителю старины Сэндлера в фильме присутствует только громко испускающая газы лошадь и пара типичных сэндлеровских гэгов с огнетушителем, разбрызганным прямо в рожу. Все остальное столь сдержанно, по-детски очаровательно, что даже оторопь берет. Но в целом история выходит очень сказочной, наивно-романтической и семейной. Впрочем, в том, что «Уолт Дисней» специалист именно по таким праздничным пирогам, никто и не сомневался.
Сама по себе фабула оказывается идеальной для реализации пародийного потенциала сюжета. Получился набор вполне фэнтэзийных, слегка подмарафеченных в современном стиле сюжетов: средневековый, ковбойский, греческий (почему-то в римских декорациях) и космический. Каждый имеет свою изюминку и влияет на судьбу главного героя уже в реальной жизни. Что касается юмора, то сказать, что покрашенный красной краской конь по кличке Феррари — это гомерически смешно, наверное, нельзя. Но и сдержать улыбку очень сложно.
Правда, на мой взгляд, вся история получилась несколько рыхлой и наивной. Используя такую благодатную почву, можно было развернуться шире, например, проехаться по «Гарри Потерру» и «Хроникам Нарнии». Однако не надо забывать, что перед нами все-таки не пародия, а именно сказка. Пусть в несколько необычной оболочке.
Зато фильм безупречно и, что самое главное, на вполне современном уровне визуализирован. Ну, то есть понятно, что рисуя сказку, без современного уровня спецэффектов не обойтись. И вот здесь создатели все сделали по высшему разряду. Никакой халтуры. Космос на уровне «Звездных войн», Рим вполне в духе «Астерикса», бешеный морской свин… ну свин и есть.
Конечно, не всё так радужно, как можно было бы ожидать. Не обошлось без фирменной сэндлеровской балаганности и ужимок. Но это, пожалуй, меньшее зло. А некий примитивизм и наивность сюжета вполне вписываются в главную идею: рассказывая сказку, вы можете сочинить её какой угодно. Не обязательно руководствоваться законами драматургии. Потому что сказка — это то, что происходит с вами в ваших мечтах.
Поэтому до встречи в кино. И не забудьте прихватить детей.