Кира Булычёва уже сколько лет нет с нами, но вновь и вновь наше кино возвращается (или пробует возвращаться, с переменным успехом) к его наследию, а по сумме попыток только цикл о девочке с Земли Алисе Селезнёвой насчитывает в настоящий момент вместе с предметом сегодняшнего обсуждения два полнометражных мультфильма, один фильм, одну телевизионную полнометражку и один минисериал. А если вспомнить о ещё девяти оригинальных сценариях, среди которых чуть не единственная настоящая «серьёзная» н/ф за последние несколько десятков лет «Через тернии к звёздам», то получается, что главный кинофантаст у нас не мучимые Германом-старшим и Бондарчуком-младшим Стругацкие, а именно Кир Булычёв.
И потому пристальное внимание тех, кто вырос на его книгах, к новейшим постановкам вроде назначенных на следующий год «Пленников трёх планет» или стартовавшей в нешироком прокате мультпостановки «День рождения Алисы» — не просто гарантировано. Оно гарантированно болезненное. Если же заметить в скобках, что некоторые имели шанс лицезреть сюрреалистический танец седовласого, но ещё здравствующего Булычёва с совершенно взрослой Алисой-Наташей Гусевой на одном из фантастических конвентов, то степень этой болезненности не требует для своего понимания долгих рассказов, что такое для «поколения восьмидесятых» была «Гостья из будущего», и то, на какой сложный и многолетний бэкграунд без шанса на побег ложится любая попытка экранизации Булычёва, понятно и без слов.
Павлу Арсенову в 85ом и тем более Роману Качанову в 81ом было проще, куда проще. Их зрителю не с чем было сравнивать рисованный и живой образы, они на свой вкус могли сочетать задор и безалаберность детской фантастики с вполне драматическими обстоятельствами произведений Булычёва. Сергей Серёгин изначально был в рамках, железнее которых не существует — в рамках зрительских ожиданий.
И тут же, ещё задолго до премьеры, принялся фолить, где вынужденно, а где и не вынужденно. На ход ноги такой ошибкой стала изначально избранная иллюстративная манера мультфильма, продемонстрированная в первых промо-материалах. Знакомый нам по современным трэш-сериалам, любителями которых является любой завсегдатай канала 2x2 вроде меня, замусоренный векторно-флэшовый стиль на первый взгляд выглядел диверсией. Это Громозека? Это Алиса? Ну, разве что Селезнёв получился вполне как из «Тайны третьей планеты».
Заранее соглашусь с возмущёнными авторами — а почему, мол, они должны быть такие же? Согласен. Никому никто не должен. Кроме ожиданий зрителя.
Дальнейшие ролики немного развеяли самые чёрные опасения, например виды Космоса в мультфильме ожидались весьма необычные и небезыдейные. Но тут грянул второй гром. В мультфильме предполагались песни. Ну, то есть, включая пение персонажей в кадре. Это уже не ехало ни в какие ворота. Да, звучащая в ролике композиция про «Свет Земли» весьма ложится на тот самый образ, но делать из Алисы мюзикл? Зачем? Только лишь для того, чтобы сыну того Рыбникова, который «Про Красную шапочку» и в которой таки поют, Рыбникову-младшему дать повод переплюнуть Крылатова и Зацепина?
Ну так они оба, так сказать, «ограничились» богатейшим даже по нынешним временам саундтреком, и «Прекрасное далёко» поётся один раз, под титры. А тут композитор порезвился всласть, но в итоге получились лишь музыкальные темы погибшей планеты да тот самый «Свет Земли», в остальном средненько так, невыразительно.
Ну ладно, может озвучка сгладит нам шероховатости картинки и ненужные музыкальные номера про «каникулы-каникулы»? Стычкин молодец, Колган — один из самых известных профессионалов авторского озвучания, способный говорить голосом хоть Хрюна, хоть Шрека, а за скромное камео Наташи Гусевой в роли японки-капитанши — можно только сказать спасибо, от всего фанатского сообщества. Ну, плюс голос самой Алисы в общем не раздражал, а значит половина дела сделано.
Но тут на передний план снова вступает анимация. Да, притерпевшись к вечно-серому фону и флэшовым кривулькам а-ля Масяня (что там было сказано про «всё нарисовано вручную»?), зритель начинает втягиваться в действо, ведь булычёвская история никуда не исчезла, и она полна и юмора, и драматизма. К тому же на экране постмодернистическим образом мелькнёт то почтальон Печкин, то фургончик дядюшки Мокуса, а то и самый настоящий склис, который ничей. Но или тот, кто верстал раскадровку, забыл перевести часы с летнего времени, или он вообще из сказочной страны Суоми, но на протяжении всего просмотра тебя не покидает впечатление, что ты слушаешь замедленную перемотку. Каждая фраза произносится ровно вдвое дольше, чем стоит, каждая пауза между словами длится вечность. Озвучание не виновато, оно сводило звук с тем, что нарисовано.
А нарисовано то, что прописано в сценарии. Оттуда же и песни, которые должны заполнять и удлинять. Всё банально — трое сценаристов из немаленькой повести сумели изобразить сюжета на сорок минут максимум, плюс песни, плюс предельно затянутая стартовая сцена с переэкзаменовкой и ловлей бежавших кактусов, итого ну никак не набирается на 90 минут заявленного итогового хронометража. Вот и тянут профессора Ррр за пришитый хвост, и устраивают затяжной саспенс с Т-рексом из облака бледной моли. (Пойду, моль споймаю, ага.)
Итого слишком скудный сценарий (и подозрительный лесник — ещё один затягивательный рояль в кустах) с кучей, одновременно, совершенно лишних деталей плюс странная графика сделали своё дело — ожидаемый катарсис от встречи с детством — почти что загублен.
Только «почти что» — благодаря Булычёву, благодаря описанным выше отдельным «положительным плюсам», даже благодаря некоторым песням, будь они неладны. Но, как говаривал классик, на 50% фильм состоит из режиссуры, ещё на 50% состоит из сценария, ещё на 50% из музыки и так далее. И стоит упустить хоть одну из составляющих, фильм наполовину загублен.
Вот такое кино.
1439 Прочтений • [День рождения Алисы: Назад в будущее] [16.09.2012] [Комментариев: 0]