Любовь нынешнего кинематографа к франчайзам разной степени потасканности уже и комментировать скучно. Она, эта любовь, есть и не может не есть. В первую очередь мозги и деньги зрителя. Что ж удивляться, что пантера, выкрашенная в розовый цвет, предается этому занятию с особым наслаждением. Прямо в одноимённом фильме Шона Леви.
Человечество в очередной раз постигла тяжелая утрата, да и не одна: в течение короткого времени, при весьма дурацких обстоятельствах был похищен целый ряд весьма ценных предметов, как то: оригинал Хартии вольностей, Туринская плащаница, японский меч императора и опять же — знаменитый алмаз «Розовая пантера». На месте преступлений осталась визитка с именем похитителя: Иль Торнадо. Понты и претензия.
Начальник полиции Дрейфус, в миру безупречно интеллигентный Джон Клиз, мечтает не столько вернуть эти драгоценности, сколько получить орден Почётного Легиона, который, по не менее дурацкому стечению обстоятельств, уже есть у ответственного по парковкам в центре Парижа инспектора Клузо. Он же американский комик, Стив Мартин. Дрейфус назначает Клузо ответственным по поиску похитителя Торнадо, укомплектовав его для верности японским вундеркиндом, британским аналитиком, итальянским детективом, французским полицейским и еще парочкой помощников калибром поменьше. Всё вместе это называется «Дрим тим» и должно привести, по задумке Дрейфуса, к полному провалу миссии. А приводит к полному успеху. В чём собственно и комедия.
В инспекторе Клузо от рождения содержатся сразу две шутки: тупой полицейский и чудовищный бельгийский. Имеется в виду акцент. В принципе, обе эти родовые травмы крайне легко встраиваются в Стива Мартина, комика настоящего ковёрного склада, который не то что бы не боится выглядеть смешным, а просто таки этим наслаждается. Конечно, соревноваться с Питером Селлерсом — это вам не фунт изюму. Но если вы чиканутый от рождения, то можно.
Впрочем, если Мартин и клоун, то клоун особый. Это такой себе американский Энгибаров — «клоун с осенью в сердце». Чего удивляться — его собственные режиссёрские проекты комедиями можно назвать с трудом — это стопроцентные лирические фильмы. Но, выступив в роли главного исполнителя и соавтора сценария в фильме Леви, Мартин экспериментировать не стал, а продолжил свое любимое амплуа эксцентрика. Прыжки с балкона в облачении Папы Римского и танцы тореодора в обтягивающем трико. Последнее — фирменный знак Стива Мартина.
Вообще, Клузо — это совершенно чаплинский персонаж, эдакий анти-Шерлок Холмс, пример того, что даже будучи абсолютным идиотом, можно нравиться женщинам, детям и собакам. Не скрою, это уже само по себе смешно, и улыбка от лицезрения Стива Мартина во французской каскетке полицейского вам обеспечена. Но, боюсь, этого всё же мало. Розовый пепел Селлерса стучит в сердца. Стив Мартин же до сердца явно не достукивается.
В качестве отдельного поражающего элемента фильма Леви задуман бритый до блеска Жан Рено. Зрелище не для слабонервных, доложу я вам. Но терпимое. В качестве соуса под дуракаваляния Стива Мартина он себя вполне оправдывает. Подстать ему и бьющийся об стену головой Клиз и многочисленные блондинистые дурочки, как то: удивительно тупая богатая на внутренний мир секретарша Клузо в исполнении Эмили Мортимер и подозрительная с первого кадра Айшварайя Рай. Все вместе — набор отдельных реприз. Стройности сюжета ждать не приходится, но в качестве эдакого кинематографического «Камеди-клаба» вполне прокатывает. На голову выше отечественных образцов.
Кстати, небольшое лирическое отступление. Мало кто даже из фанатов Питера Селлерса и оригинального цикла о самом тупом полицейском планеты (а надо сказать, что победить именно в этой номинации очень нелегко) может оценить игру слов «Розовая пантера». Оно, конечно на первый взгляд, весьма простое название: бриллиант он и есть бриллиант. Как ни назови, менее дорогим не станет. Однако прозвище инспектора Клузо, а равно и оригинальной мультипликационной ленты имеют несколько иную природу.
Когда британцы окончательно завязли в песках Африки в тщетной попытке забороть «лиса пустыни» Роммеля, что окончательно вывело их из себя — так это асы маршала Киссельринга — тотальное господство немецкой авиации. В силах совладать с ней в воздухе, они призвали на помощь самый грозный вид своих войск — подразделения спецназа. Оснастив свои джипы десятком пулемётов, те принялись расстреливать немецкие самолёты с земли. Тогда-то и обнаружилось, что лучший ночной камуфляж для пустыни — грязно-розовый цвет. Солдат этих подразделений стали звать розовыми пантерами, а на своих джипах они стали рисовать знакомый нам сегодня мультяшный персонаж.
Но вернёмся к фильму. То, что соорудил на обломках легендарного франчайза Шон Леви, собственно фильмом назвать трудно. Это стоило бы печатать сразу на дивиди и не морочить голову публике, если бы не ожидания последней. Боюсь, фанаты будут разочарованы, остальных же ждет возможность пару раз ухмыльнуться и забыть все ужимки Стива Мартина сразу после выхода из кинозала.
Одним словом, всё, что осталось на сегодняшний день от Розовой пантеры, это одноимённая мелодия. Слава богу, в переиздании она не нуждается, и её уж точно ничем не испортишь. Разве что неуместным флажолетом в первом такте.