С этим можно поспорить, но я смею утверждать, что в сегодняшние, смутные для кинокомедии времена, пальма первенства с легчайшей руки переходит к жителям Туманного Альбиона. Первыми могут возразить те, для кого имя Саймона Пегга — пустой звук, и будут совершенно правоспособны: несмотря на 21-е столетие, британский юмор по-прежнему крепко держится за свою литературную классику. Опять же, если вы не в курсе, кто такие Дживс и Вустер, то на сеансе современной британской комедии можете и будете жестоко разочарованы — на экране бродят какие-то чопорные люди с хмурыми лицами и ведут долгие-предолгие беседы, перегруженные вежливыми формальностями. И «Легкое поведение» тут совсем не исключение, хоть и называется оно в оригинале «доступная женщина» — дальше разговоров дело не пойдет, разве что на экране произойдёт охота на лису с мотоциклом. Так в чём же хитрость? В чём заход?
Одноименная пьеса Ноэля Коуарда 80 лет назад уже была экранизирована малоизвестным тогда Альфредом Хичкоком, но, если уж на «Психо» сделали ремейк, как тут устоять скромной костюмной драме. Прежде всего, удивляет выбор режиссера Стефана Эллиота, если вы смотрели «Приключение Присциллы, королевы пустыни», то поймете почему. Для тех, кто все-таки не смотрел — Гай Пирс, Хьюго Уивинг и Теренс Стамп в качестве трансвеститов, которые путешествуют по пустыне — весьма оригинальное зрелище, надо сказать.
В «Легком поведении», слава богу, подобной оригинальности места не нашлось, всё-таки Англия 30-х годов прошлого века. Молодой господин, отпрыск некогда богатого и славного рода, возвращается в родной дом посреди сельских просторов с женой-американкой. Консервативная, но властная мама старается подпортить священные узы, папа, походящий скорее на домового, сохраняет нейтралитет, а младшие сёстры примериваются к заморской диковинке.
На первый взгляд не просто и разобрать — комедия это или драма, приоритеты меняются с каждой сценой, актёры, следуя прихоти режиссера, выдают то шутов, то мучеников. И, если с самой пьесой как-то более-менее понятно: конфликт старушки Британии и вольнодумства Нового Света, что приводит к бесконечным стычкам между невесткой и свекровью, то в картине, благодаря похвальным стараниям Эллиота, глобальный конфликт переходит в ироничное ехидство, мол, подобает ли надевать платье для танцев к ужину, мыслимо ли это — женщина за рулем и прочие каверзы, которые откликаются в зале гомерическим хохотом.
Немного пустоватая, настоящая американка Джессика Биель, пожалуй, единственная неудача, да и то — предрешённая сюжетом. Потому что играть прямолинейную любительницу жизни в окружении британских фриков — незавидная участь. Разве что молодой муженёк в исполнении Бена «Принца Каспиана» Барнса скорее — так, для декора и механизмов повествования, нежели для шутихи. Которую в свою очередь совершенно блистательно разыгрывают Кристин Скотт Томас и Колин Фёрт, соответственно мама и папа, и описывать это бесполезно — надо только лицезреть, потому что их совместного перфоманса хватило бы, наверное, ещё на одну-две картины.
Но господину режиссёру и этого показалось мало, и на сцене появляются младшие сёстры, про них достаточно одной детали: старшая помешана на массовых убийствах, младшая в ярко выраженном постпубертатном периоде. В качестве довеска появляется совершенно английский дворецкий, каких, бывало, играл Стивен Фрай — после такого остается лишь предложить овсянки. Ах да, ещё есть собачка, но у неё оказывается не так много экранного времени, думаю, почему — объяснять не стоит.
Сам Стефан Эллиот не умничает, строит вполне формально принятые ракурсы, склеивает, как учили в киношколе: в чётко прописанном ритме, чтобы, как говорят высокоуважаемые теоретики искусства, достигалось единство формы и содержания. Разве что с саундтреком исхитрился — притча во языцех: уже упомянутая охота на лис не только на мотоцикле, но еще и под "Sex Bomb". Такое небольшое лирическое отступление.
И это вполне логично: когда на площадке актёры, не сговариваясь, выдают такой мастер-класс — остается лишь это зафиксировать и, дай бог, не погубить на пост-продакшне. И это у австралийского режиссёра, взявшегося снимать британскую комедию по всем её канонам, получилось удивительно легко. Другое дело, что ни фестивальных наград, ни многомиллионных кассовых сборов за этим не последует — такова уж судьба жанра: маскироваться под романтическую мелодраму, чтобы протолкнуть на экран дворецкого-мизантропа.
«Легкое поведение» — редкая заморская птица, всё-таки долетевшая, хоть и с полугодичным опозданием, до наших кинотеатров. И потому упустить её любителям грифа "made in Britain" будет совершенно непозволительно. Тем же, кто собирается на романтическую мелодраму — помните: кто предупреждён, тот вооружён.