Старик Борхес как-то обмолвился, что ещё древними греками был исчерпан весь возможный ассортимент сюжетов. Если сократить не особо внятные, то всю мировую драматургию можно свести к трём перипетиям: путешествие, осада крепости и возвращение домой. И как вы думаете, к какому классу относится бессмертное творение Джей Джей Абрамса «Звёздный путь»?
Правильно — дорога. Идём туда, незнамо куда. Весч почти что бесконечная. Особенно учитывая тот факт, что путь есть, а цели пути нет вот уже 43 года. С тех самых пор, как 8 сентября 1966 когда на экраны тогда ещё немногочисленных американских телеприёмников вышел оригинальный телесериал «Звёздный путь». С тех пор сериалов вышло 6, а полнометражных фильмов 11, включая этот. Книг, мультфильмов и книжек-раскрасок никто не считал.
А ведь ещё в 1968 году отец основатель вселенной (а куда денешься, конечно, целая вселенная) «Стар трека» Джин Родденберри сказал: будет, будет настоящий большой полнометражный сиквел оригинального сериала. И вот. Мгновения не прошло. По галактическим меркам.
Кино Джей Джея вышло про то, что как ни старайся, а если родился героем, то полезай в печку... тьфу ты, в звездолёт. Вот и Джеймс Тиберий Кирк (практически Цезарь) родился сразу героем. Родился не просто так, а в самый трагический момент — буквально одновременно со смертью своего отца, двенадцать минут капитана корабля. Будущий межзвёздный герой, может, и хотел не им стать, он даже на алкоголь прилег — ну какой, право, герой из алкоголика — но мнения окружающих, друзья, острый политический момент и межгалактическая академия сделали своё дело: курсант таки попал на интергалактический (никуда не деться, жанр такой — интергалактический) корабль «Энтерпрайз» и стал там героем.
Началась война. Как всегда в этом жанре, с существами невнятного имени — ромуланцами. Точнее, с одним ромуланцем по имени Нерон. Ну, тот самый, видимо. Там где война, там и боевые товарищи. Кирк встречает Спока, метиса, рождённого от внеземного отца (см. планета Вулкан) и земной девушки. Сказать, что они разные — всё равно, что ничего не сказать. Кирк вспыльчив и безрассуден. Спок рассудителен и логичен. Кирк землянин, Спок вулканец. У Кирка брови домиком, у Спока прямые, как крылья орла. Скажите по совести — они могли не стать друзьями?
В общем, Джей Джей рассказал нам большую космическую историю про то как Спок и Кирк стали тем, кто они теперь есть — героями сериала «Звёздный путь», пусть и в другой реальности. История эта, конечно же, — сокровенная тайна для всех почитателей сериала, и ей-богу забавная штука для тех, кто про него понятия не имеет.
Перед нами что-то вроде совершенно феерических масштабов «фанфика». Что это такое? А это такая штука, когда, скажем, любитель всяких там «Властелинов колец» или «Звёздных войн» устает читать-смотреть — бывает и такое! — и начинает сочинять сам. То есть реальное творчество фанатов. Как правило, вещи эти весьма бестолковые: фанаты — не самая талантливая публика, но наш случай уж точно исключение. Всё-таки Абрамс, режиссёр сериала «Остаться в живых» — явно матёрый профессионал и в таких вещах собаку съел. Ну, или какую-то другую инопланетную тварь.
Более того, Джей-Джей Абрамс сериал «Звёздный путь» явно обожает. Поэтому не стал делать из него ни «Звёздный десант», ни «Матрицу», ни даже «Чужих». Он таки бережно сохранил всю архаику оригинального сериала — все эти облегающие костюмы и острые уши — не став перебарщивать где не надо со спецэффектами и ударив в итоге на драматургию и актёрскую игру, и даже классические злодейские образы, «выходящие на связь», кажется, стилизовал под телесигнал 70-х.
Вышло кино. По-ученически правильное, пусть местами и зализанное до невозможности. Реально позитивное. Чрезвычайно доброкачественное, крепко скроенное, лёгкое, динамичное, чудовищно сбалансированное, но несколько пустое. На радость фанатам и в науку остальным. Кино, обречённое на сиквел.
До встречи в кино.
Комментарий редактора:
Кажется, Абрамс умудрился снять фильм, уникальный в своём роде. Не тем, что он запредельно хорош, а тем, что он хорош в той достаточной, нечрезмерной степени, когда фанаты оригинала уже в восторге, а остальные ещё не пожимают недоумённо плечами. Когда творимый на экране псевдонаучный фантастический весёлый бред по-прежнему увлекает, уже немножко смешит, но ещё не раздражает. Когда мелькающие хороводом на экране «камео наоборот» ещё не начинают чрезмерно рябить в глазах, но уже заинтересовывают незнакомого с темой зрителя.
В конце концов ловкий ход с «альтернативной реальностью» разом отметает все упрёки фанатских ультрас, традиционно почитаемых в киномире за ядро аудитории подобных кинопроектов, в возможных отступлениях от канона. Ребят, это не просто одиннадцатое кино, это начало новой франшизы, начинайте привыкать к этому прямо сейчас.
И ребята начинают. Летят космолёты, привет Джеймсу Ти, плывут ромуланцы, салют Джеймсу Ти, а пройдут пионеры — и далее по тексту. Джей Джей выполнил программу минимум на все сто пятьдесят процентов — познакомил несведущих с основными персонажами, показал стройку века, не забыл красиво нарисовать на айовском горизонте грандиозные тени, правда, походя зачем-то при этом замочив в чёрной дыре целый Вулкан, но, как говорится, любим мы его не за это.
Все эти забавные встречи-совпадения, весёлые благоглупости вроде капитанствующих кадетов третьего года обучения, самоотвода Спока из вулканской Академии естественных наук, походя разрешаемых временных парадоксов, они все заточены на одно — вывести ЗК «Энтерпрайз» на окологалактическую орбиту и прочитать классическую финальную речугу про «поиски новых форм жизни». Всё остальное — стрельба по тарелочкам, «красная материя», буровой корабль из будущего (сразу вспоминаем анекдот про аналогичный «мирный советский комбайн») — суть вещи необязательные, но выполненные с таким шиком, блеском и кавалерийским наскоком, что самый дорогой в мире царь-трейлер (теперь и в Голливуде!) не просто анонсирует будущие приключения мистера Кирка в тылу космического врага, но и в должной степени радует глаз почтенной публики здесь и сейчас.
А значит, все возможные мелочные придирки нашего брата критика и уж тем более нашего брата физика идут в известном направлении. Главное, чтобы энтерпрайзик летел.