Дэн Браун, разумеется, халтурщик. Но гений его халтуры в том и состоит, что халтурщиков на земле — миллионы их, а тиражи такие — только у Дэна Брауна. И нет смысла разбирать весь антинаучный и антиисторический бред, что несёт в своих книгах герр Браун, поскольку любая такая попытка, во-первых, только прибавит автору популярности, а во-вторых, тут же натолкнётся на железобетонный аргумент про право на художественный вымысел. Хотя фанаты любят его, разумеется, не за это. Им нравится быть причастными к Страшным Историческим Тайнам, да и педагогический эффект есть, ну откуда ещё средней домохозяйке в земле Северный Рейн-Вестфалия или штате Луизиана знать про каких-то там тамплиеров, иллюминатов, чёрта в ступе и горькую редьку. В общем, пользы немного, но и вреда никакого.
Ведь по факту штудии сии ничего особого не разоблачают, церковные устои не подрывают, публику веселят, разве что ворчание католических ягнят про «можно было и поуважительней» может сойти за негатив, да и то, Дэн Браун в каждом первом интервью жалуется на то, что его, истового католика, церковь дескать неправильно поняла.
Бог с ними, с католиками. Мы тут о кино разговариваем. И оному кино на этот раз досталась горькая участь пересказывать своими словами историю очередного кота Да Винчи, заранее изготовясь получать от фанатов тумаки за «унылость и недословность», а от остальных — за всё ту же унылость и антиисторический бред, да ещё и с элементом саморазоблачения класса «мопед не мой, я только объяву запостил».
Чтобы показать дэнобрауна в кино, надо самому быть таким же дэнобрауном, с известной дозировкой сумасшествия в глазах и фанатиченым блеском в них же. Рон Ховард, по неясному извиву судьбы избранный на эту незавидную участь, как заметно из его фильмографии, как раз особым блеском в глазах не славен. Его фильмы, даже лучшая их половина, донельзя академичны и даже если снимаются не для бабла, а для души, всё равно берут номинации на «Оскар» в основном игрой главных героев, точно выстроенным сценарием и вообще, по совокупности заслуг. Режиссёрского гения тут не более, чем мастерства продюсера. Недавний «Фрост против Никсона» — лишнее тому доказательство.
Когда же в руки Рона Ховарда попадает параноидальный текст Дэна Брауна, последний может быть уверен — главным городским сумасшедшим на проекте останется он сам. Режиссёр же будет методично и даже ласково, подобно опытному психиатру, уговаривать пациента не буянить. Вот, смотри, воркует он, всё почти как в книжке. Правда, сексу и боксу у нас нет, ну так хотя бы джаз мы вам обеспечим.
На протяжении двух с половиной часов режиссёр, вооружившись поддержкой Нервного Оператора и Опытного Композитора (последнего — в особенности), носится как угорелый с одной римской площади в подвал другой римской церкви, ворчит о том, что не дали, мол, поснимать в настоящих папских покоях, проклятые клерикальные кликуши, ну, траванули у нас по сюжету Папу враги рейха, что им, жалко, что ли? И летит дальше, не задумываясь особо о смысле происходящего.
А ему и незачем, сценарий утверждён у автора, наше дело маленькое. Маленькое дело по приколу поминает несчастный коллайдер, в момент написания книги отнюдь не построенный, по тому же приколу фигачит в центр сюжета ядрёную бонбу с нарисованного на компутере антивещества на галимых батарейках и такой-то матери, киллера-псевдоиллюмината, больше похожего на одного из героев отечественного боевика «Непобедимый», а также мятущегося дядечку Макгрегора под хитрым наименованием камерарий.
Всё это помещается в непонятной юрисдикции швейцаро-итальяно-католическое окружение и ну гонять по Риму, больше похожему на центр Москвы времён «жирных нулевых», когда всё в лесах и полиэтилене, разве что у них там не ленятся реставрировать, а у нас сразу сносят, дай бог если делая в итоге чутка похожий фасад. Знакомая картина: машины с мигалками гоняют, омон входит и выходит, толпы народа, как на сборищах нашистов, кажется, вот-вот полетит в небо патриотичный олимпийский мишка 2014 года.
В общем, праздник жизни поперёк выборов нового Папы, с фейерверком, народными гуляниями, мордобоем и телевизионным репортажем. Преферити мрут с завидной регулярностью, количество подозрительных личностей в кадре сокращается не дедукцией, но исключительно благодаря естественной смертности, ангелы тычут пальцами друг в друга, экспертами в мировой истории выступают уже туристические гиды и местные топографы-карабинери, кажется, сейчас сюжет скатится и до мышей. Посреди этого бродит потерянно по подвалам местной высокотехнологической Лубянки не знающий итальянского профессор Лэнгдон и старается не дышать. Иногда это у него даже получается.
Нет, правда, и Браун, и Ховард нас честно пытаются поразвлечь. Нам показывают, по списку: запуск коллайдера, глаз на полу, эксгумацию тела Папы, компьютерный взрыв, пропаганду курения, стандартный набор достопримечательностей, уставленную черепами крипту, несколько погонь, спасения на водах, подковёрную возню за папский престол и даже одну совершенно мхатовскую сцену с героическим Макгрегором. Верю.
Одна проблема: ради чего городили этот огород, если в итоге убийцей оказался садовник, а иллюминаты живут этажом выше, — понять не можно ни в коем разе.
Сказывают, теперь Дэн Браун засядет за написание третьей части злоключений профессора Лэнгдона. Ну, что ж. Том Хэнкс уже заготовил свою, кажется, намертво приросшую к нему мыслительную складку на лбу, в пару ему уже разыскивается барышня интеллигентного вида на роль мебели, а сплочённая команда киношников во главе с Роном Ховардом никогда не прочь подхалтурить.
Одна просьба — когда три четверти персонажей пытаются изображать в кадре какой-нибудь акцент, это раздражает. И нам с каждой минутой хронометража становится всё труднее любить кино. Так что езжайте в следующий раз в район Стоунхенджа, разоблачать происки пиктских друидов. Их акцент воспросизвести всё равно не получится.
1280 Прочтений • [Ангелы и демоны: Клерикальное] [16.09.2012] [Комментариев: 0]