Волшебство «Писара» в том и волшебство, что его тяжело разобрать на кирпичики, оно как бы просто существует, заключаясь не в неординарности рассказываемой истории, не в технических красотах, не в оригинальности изобразительного решения, а как бы между ними, где-то в пространстве идей — в древнегреческом значении этого слова.
Если бы за историю о старике, путешествующем к водопаду в доме на воздушных шариках взялся DreamWorks Animation, такой мультфильм был бы полон искромётного подросткового юмора и экшна, а на озвучку его подписался бы отряд голливудских звёзд первой величины. Если бы тему сказочного роуд-муви разрабатывали ребята из Blue Sky, то главный герой продолжал бы увеселительные попытки избавиться от лопуха Рассела до самого финала, где-нибудь рядом комиковала бы саблезубая белка, а собаки бы заговорили безо всяких ошейников. Наконец если бы проект достался бы собственно «Диснею» в его текущей инкарнации, то этот мультфильм был бы рекомендован детям начиная с трёхлетнего возраста без малейшего шанса их чем-то напугать или расстроить, в сюжете же превалировали бы семейные ценности.
Но старик Фредрексен и его спутники родились в лабораториях главного анимационного оскароносца последнего десятилетия, а значит будут детсадовские шутки, но будет и то, что детишкам показывать решится не всякий, будут занимательные герои, но озвучивать их будет не Джек Блэк, в конце концов суть путешествия тут будет не в том, чтобы выйти из пункта А в пункт Бэ с максимально возможным притопом и прихлопом, а в том, чтобы даже снимая трёхмерный аттракцион на потеху публике не забыть рассказать человеческую историю, которые редко бывают весёлыми, куда чаще вызывая светлую печаль о несбывшихся надеждах.
Это «Пиксар», дорогие дети, потому главное тут — не нервный тик Чарльза Мунца и не немудрящая шутка про Альфу, у которой опять сломался ошейник. И пусть большую часть хронометража займёт именно последнее, плюс трёхмерные марш-броски промеж облаков и джунглей, начинается эта история прекрасным романтизмом первых десяти минут, рассказывающих историю Карла Фредрексена, некогда молчаливого ребёнка и неисправимого романтика, пробравшегося в заброшенный дом и нашедшего там свою судьбу.
Шутки и трюки будут позже, но главное сказано вначале. Полететь в доме на шариках можно по миллиону разных причин, которые в мультфильмах обычно и не требуются, даже неуловимую птицу счастья можно изловить миллионом разных способов, но нужно обладать смелостью, чтобы сделать всё это, за чем все и пришли в кинотеатр, чем-то второстепенным и ненужным.
Да, в приключениях мистера Фредрексена, Рассела, говорящего пса и молчаливой птички довольно всего: весёлого, захватывающего, дурацкого, бредового, миленького, развлекательного и нравоучительного. Это замечательный мультфильм, но всё это меркнет по сравнению с первыми минутами. Считайте меня сентиментальным, но влетающий в окно воздушный шарик невозможно переплюнуть целым летающим домом. И в этом главная трагедия пиксаровских волшебников.
В высшей лиге, где играет всего одна команда, она давно вынуждена конкурировать сама с собой, беря такие высокие ноты, которые невозможно держать всё время. Поэтому не стоит от всего фильма «Вверх» ожидать, что эти первые минуты продлятся все полтора часа, поэтому не стоит ждать, что каждый год будет выходить новый изобразительный шедевр вроде «Рататуя», или что каждый год мы будем наблюдать невероятную пластику и одушевлённость неживых предметов, как это было в «ВАЛЛ-И».
Но вся прелесть, что на эти минуты пребывания там, куда приводят мечты, мы рассчитывать можем всегда, а «Пиксар» вновь и вновь будет пытаться прыгнуть выше головы, каждый раз удивляя нас, когда это ему снова удастся. А аттракцион пусть будет аттракционом, через год ждите снова, в «Истории игрушек 3» с приставкой D.
До встречи в кино.
1322 Прочтений • [Вверх: Любопытное дело Карла Фредрексена] [16.09.2012] [Комментариев: 0]