Московский кинофестиваль открылся неудачным дождём, но развивается в совершенно традиционном русле — из персоналий больше интересны прекрасный Броуди и примирившийся Лунгин, из программ — внеконкурс да фильм открытия. А пока все ждут обещанных гала-премьер, мы потихоньку приступаем к живописанию подсмотренного. Пока в программе представлено отечественное православие супротив ихнего бытования.
Читайте в этом обзоре: «Чудо» «Эффи Брис» «Неразлучники»
В других обзорах: «Антихрист» «Интимные приключения» «Единственная история любви, о которой не написал Хемингуэй» «Голландия» «Рэйчел выходит замуж» «Пророк» «Белая лента» «Снег» «Мелодия для шарманки» «Другая Ирина» «Дорогуша» «Скоро вернусь»
Православный реализм
«Чудо» (Россия, 2009)
Режиссёр: Александр Прошкин
В ролях: Константин Хабенский, Полина Кутепова, Сергей Маковецкий и другие Основной конкурс
Захолустный городок Поволжья, на дворе 56 год, до XX съезда — считанные дни. На сельхоз-пати, приуроченной к чьему-то дню рождения, девушка ждёт любимого, тот, конечно, не появляется — и тогда она с тоски да водки начинает танцевать с иконой Николая Угодника. И замирает, точно статуя. Из райцентра на место событий спешит журналист. Где-то в небесах мчит Никита Сергеевич. Для пущей внятности кинокартине Прошкина не хватает только звучного титра — с благословения РПЦ, потому что приставка «основано на реальных событиях» уже есть.
Также, с лёгкой и, как показывает опыт просмотра, дрожащей руки сценариста Арабова в картине присутствуют ещё несколько сюжетных линий, проходящих под заголовком «куда же ты мчишься, тройка-Русь?» Хочется добавить — слабонервным не рекомендуется к просмотру.
Потому что «Чудо» легко перепутать с гипотетическими «Островом 2» или проектом «Царь — Последствия XX съезда». И дело даже не в сусальном православном реализме, коий цвет распустился пуще всякого, а в банальной недоделанности фильма — сюжетные линии отмирают сами собой, интеллигент Хабенский говорит словами персонажей Довлатова, а все зарисовки эпохи выглядят кривыми аллюзиями на современность. Но, если прикинуть, что глава жюри — Лунгин, получается, что вот он — главный претендент на Георгия, ибо оригиналы этого виртуального римейка в конкурсе, увы, не представлены.
Девушка-эмансипэ
«Эффи Брис» ("Effi Briest", Германия, 2009)
Режиссёр: Хермине Хунтгебурт
В ролях: Юлия Йенч, Себастьян Кох, Юлиан Кёлер
Программа «Вокруг света»
Приятная во всех отношениях программа «Вокруг света» на самом деле должна бы называться «вокруг женщин», потому что две трети представленных фильмов сняты женщинами-режиссёрами. Х/ф «Эффи Брис» здесь пока выглядит флагманом, выполненным не только дамочкой с труднопроизносимой фамилией, но и по каноническому роману Теодора Фонтане, в Германии XIX века проходившему как полный аналог «Госпожи Бовари» Флобера.
Отсюда и довольно банальный сюжет про молодую девушку, несчастливый брак, любовника и прочие прелести, обрамлённые рюшечками и кружевами. Интересно другое — поставщиками костюмных мелодрам испокон веков считались французы и англичане, а тут немецкая почва да неизменное «фройляйн». Выглядит непривычно, тем паче, холодного мужа играет Себастьян Кох, диссидентствующий писатель из «Жизни других», смотреть на которого — одно удовольствие.
Да и фроляйн Хунтгебурт делает всё без поблажек на слабый пол — крепкая постановка, прекрасный монтаж и постоянное бренчание немецких классиков превращает «Эффи Брис» в добротную костюмную драму, без надоевших соплей и разных там любит — не любит. Возникает лишь вопрос, что такое мейнстрим-кино делает в арт-программе фестиваля?
Памяти Гийома
«Неразлучники» ("Inseparables", Франция, 2009)
Режиссер: Кристин Дори
В ролях: Гийом Депардье, Мари Вьяль, Серван Дюкор
Программа «Вокруг света»
С этим фильмом, кажется, уже все предрешено — предпоследняя роль Гийома Депардье с большим налетом автобиографичности. Лёгкое и светлое кино, как и полагается картинам, всё ещё переживающим «новую волну» — Борис и Сандра любят друг друга, он — наркоман и художник, она — просто есть. Никакого бубнежа про социальные недостатки, простые мизансцены, много джаза и прочих американских культурных отсылок в саундтреке.
Режиссёр, конечно, снова женщина, оттого и бесконечные диалоги про то, кто хороший, а кто плохой, и почему нам стоит расстаться. Дуэт Депардье и Мари Вьяль отталкивается прямиком от 60-х, и потому, если закрыть глаза и слушать лишь диалоги, можно подумать, что на экране вновь молодой Бельмондо и Анна Карина.
Такое кино бесполезно раскладывать на составляющие — французский шарм, оставшийся, казалось, лишь у Оноре, уверенно вынырнул у неизвестной никому Кристин Дори. Остается лишь добавить, что Гийом удивительно похож на отца и шаркающая походка из-за протеза лишь добавляет ему красоты. И «Неразлучники» — и есть та самая светлая память.