Пропущенные фильмы: "Генетическая опера", "Постал", "Патология" и другие
Часто бывает, что какой-нибудь фильм проходит мимо нашего внимания, ограничиваясь коллекцией роликов да постером. Иногда они пропадают из графика в последний момент, норовят угодить в излишне узкий прокат, теряются на фоне выходящих одновременно с ними проектов. Иногда про них вспоминаешь уже после выхода на видео, и тогда возникает запоздалая мысль, какой интересный для обсуждения фильм был упущен. Это не обязательно фильмы категории «маст си», хотя и таких, как мы знаем, бывает довольно. Именно для того, чтобы постараться восстановить справедливость, мы придумали новую рубрику «Пропущенные фильмы», и перед вами её первый выпуск, посвящённый фильмам, которые в той или иной степени должны были стать разного рода триллерами, но в итоге судьба завела их куда как далеко.
Читайте в этом обзоре: «Впусти меня» «Патология» «Генетическая опера» «Постал» «Удушье» «Операция "Мёртвый снег"»
Вампиры бывают разные
Роман Куланин
«Впусти меня» (“Lat den ratte komma in”), 2008
Режиссёр: Томас Альфредсон
Сценарий: Джон Айвиде Линдквист
Оператор: Хойте Ван Хойтема
В ролях: Каре Хедебрант, Лина Леандерссон, Пер Рагнар
На киноресурсах этот фильм непременно идёт рядом с народными «Сумерками», между тем, разница примерно такая же, как у орбитальной станции «Мир» и «Звезды смерти» из классической трилогии. «Впусти меня», конечно, не умеет зарабатывать по триста миллионов в прокате и заставлять девочек или мальчиков мечтать о любовных отношениях с вампирами, зато рассказывает о высшей справедливости. Что нынче такая редкость.
Камерная шведская история о дружбе мальчика Оскара со странной девочкой по соседству Эли на первый взгляд выглядит ремейком отечественного «Чучела», разве что снятого в традициях скандинавского минимализма. Когда же на белый снег сквозь монотонные диалоги и школьные будни капает кровь, сравнения отпадают — и ни с чем больше не появляются. Режиссёру Альфредсону удалась очень непростая, по сути, вещь — среди всей эротико-расчленённой романтики создать почти мелодраматическую историю о том, как дети влюбляются. Опять же без нудной ромашки «любит — не любит».
Благодарные зрители проголосовали не только хрустящими купюрами, но и заоблачными рейтингами, а кино стали называть не иначе, как культовым. И становится понятно, что вампиризм уже — не наследие готических романов и карпатской мифологии, а просто-напросто метафора отчуждения, которая, наконец, обрела доступную для поп-культуры форму. И никаких сиквелов, чтобы растолковать это яснее, не надо. И так понятно, что бояться странных девочек, живущих по соседству, совсем не стоит.
Все врут
Роман Корнеев
«Патология» (“Pathology”), 2008
Режиссёр: Марк Шолерманн
Сценарий: Марк Невелдин, Брайан Тейлор
Оператор: Экхарт Поллак
В ролях: Майло Вентимилья, Майкл Уэстон, Алисса Милано, Лоурен Ли Смит, Джонни Витуорт
Доктор Хаус и доктор Лайтман с такой силой стучатся в наши сердца, что начинаешь невольно ностальгировать о старых добрых временах, когда вранья на свете было меньше, а главными по медицине были доктор Росс, доктор Грин и доктор Картер вместе или по очереди. Впрочем, ностальгируй сколько угодно, но однажды пущенная в народ тема людей в разнообразных халатах рано или поздно должна была заполнить, как тот веселящий газ, весь отведённый ему объём. Этому газу нашлось место и в виде копирайтных медсестричек франчайза «Пила», и в виде тейлор-невелдиновской остросюжетки в перерыве между первым и вторым «Адреналином». А это уже, знаете, интересно само по себе.
Ибо дуэт сей знаменит не только абсолютным неуважением к педали тормоза, но и способностью снимать бессюжетные абсолютно вещи так, что на выходе все только диву даются. В «Патологии» главное — это не нагромождение спецэффектной расчленёнки или пресловутых сисек (того и другого, кстати, в избытке, я вас предупредил), а тот самый саспенс, который за последние годы не даётся даже самым-самым. Когда эти два малохольных пат-анатома пересекаются взглядами, меркнет любая кровищща, забываются все сюжетные тупики, даже бесконечное хождение Штирлица по коридору радует глаз. Потому что никакой, даже самый изощрённый ум не способен додумать за авторов их следующий шаг, и в этом — почерк истинного мастера современного трэша. Вынимая диск, мы, конечно же, традиционно пожмём плечами, экая безделица в формате «Баек из склепа», но, чёрт побери, как интересно было смотреть.
Кровавый рок в готическом аду
Гоша Берлинский
«Генетическая опера» (“Repo! The Genetic Opera”), 2008
Режиссёр: Даррен Линн Баусман
Музыка и либретто: Даррен Смит, Терренс Здунич
Оператор: Джозеф Уайт
В ролях: Алекса Вега, Пол Сорвино, Энтони Хэд, Сара Брайтман, Пэрис Хилтон
«Хроники мутантов» в жанре мюзикла. В дикой концентрации смешав жанры кинематографические да музыкальные, вобрав в себя столько фирменных приемов разных авторов, это безумие уносит в такую инфернальную вселенную, что жалеешь лишь об отсутствии тех же препаратов, что принимал режиссёр, превративший «Пилу» в бесконечный франчайз. Постапокалиптический трэш-мюзикл. Футуристическая готика с недо-эльфами, поголовной трансплантацией, проституткой Пэрис Хилтон и киберпанковскими выдумками. «Мулен Руж» навыворот. Клиповый монтаж и завораживающий стиль всего и вся в дешёвых декорациях пожирает глаза, оставляя тебя в эстетическом шоке.
Намеренные и ненамеренные переигрывания и недоигрывания. Цинизм, уводящий в фарс. Долгие комиксовые флэшбеки, кровь, центнеры кишок, сиськи, попки — скорее, они аккомпанируют этому кровавому Шекспиру с фриками и разлагающимися братскими могилами на каждом углу. Почти все стараются петь, хоть речитативом, не у всех выходит, но буйство фантазии посреди безденежья вместе с роковым коктейлем это скрашивает и компенсирует. Готический рок сменяется индастриалом, потом рокопопсом, потом дез металом, потом вовсе уводит нас в кабарэ. Меломаны угадывают в стилях группы, а клипмейкеры — себя. И через визуальные красоты, трэшовые швыряния органами среди манекенщиц и кладбищ, вместе с девочкой-подростком в наряде эмо-гото-неформало и папашей-убийцей Энтони Стюард Хэдом (вышедшим словно прямиком из «Баффи») вы наблюдаете за разворачивающимся заговором уродов с ещё большими уродами да психопатами против больных, безжалостных девочек и киллеров. Мюзикл для поколения, читающего всё только в черно-желтой обложке. И, по совместительству, музыкально прекрасная, амбициозная, до вульгарного смелая и убитая стилем трагедия.