Фабрика грез, она на то и фабрика, и грёз, чтобы печь оные как пирожки — массово, одинаково и уныло. Но иногда на фабрике случаются сбои. То муку не подвезут, то с начинкой какая-то хрень — и вот уже некий умелец на коленке и из того, что есть под рукой, начинает лепить штучное изделие. В нём, конечно, нет того замечательного товарного вида — всей этой ванильной душистости и яичной глянцевости — зато обнаруживаются качества совсем иного, не менее замечательного свойства. А именно, индивидуальность. И дешёвенький детективчик, у которого буква «Б» на лбу выбита, даёт вдруг фору маститым блокбастерам, пузырящимся от накаченного в них бабла.
Именно такую, яркую и необычную штучку испёк вдруг на радость публике после пятилетнего перерыва Дэвид Туи, автор всех подряд Риддиков и мистической «Глубины». Попытавшись не очень удачно катапультировать Вина Дизеля на галактическую орбиту, а себя самого в высокобюджетные режиссёры, Туи вернулся к тому, что у него получалось лучше всего: к малобюджетному, слегка путаному, но всегда интригующему кино. И снял Perfect Getaway — «Великолепное бегство». Которое у нас почему-то окрестили «Идеальным побегом». Хотя ни побега, ни тем более ничего идеального там нет.
Молодая пара приезжает на Гавайи с целью, которую преследуют все без исключения молодые пары — с толком и расстановкой провести в океанском раю медовый месяц. Но не тут-то было: где-то на островах орудуют кровавые маньяки, убивающие всех подряд молодожёнов. Сами маньяки, впрочем, как и все на этих островах, тоже молодая парочка. Такие себе супруги Мэлори. Кажется, в сюжете запахло сериалом «Выжившие» и вообще телевидением.
В общем, рай превращается в предбанник ада: вокруг раскинулись живописные, но дикие лагуны, горы и озёра, нашпигованные снующими туда-сюда джастмэрридами. И любые из них могут оказаться убийцами. Всё дальнейшее — это безумно красивое путешествие по джунглям гавайских островов в атмосфере всеобщей подозрительности и финальный забег по пляжу с пистолетом наперевес. Хватает всего, и динамики, и зрелищности, и даже немного психологии брака. Обделёнными окажутся только любители отрезанных конечностей: зверски убивают в фильме только одного персонажа, да и тот оказывается диким кабаном.
В принципе, фильм у Туи получился со всех сторон пограничным и спорным. Он вроде и недорог, но явно не умещается в трешовую упаковку. Он начинается как рекламная открытка с Гавайских островов, продолжается как хирургический триллер, а завершается чуть ли не шекспировской драмой. Но уж точно тянет на крепкий американский детектив, а-ля Дэшил Хэммет, где хеппи-энд всегда со слезами на глазах. Одним словом в фильме всё, буквально всё, включая жанр, кажется не тем, что есть на самом деле.
Собственно, эта игра в напёрстки с режиссёром и является самым замечательным в фильме. Безусловно, искушённый зритель догадается о действительном положении вещей не позже пятнадцатой минуты действия. Но даже уже будучи совершено уверенным в своей догадке, всё равно не избавится от сомнений. А финальный флэшбэк вообще поставит весь расклад с ног на голову.
Отдельно стоит сказать об актёрских работах. Здесь тоже обман стоит на обмане. Мила Йовович играет прелестную дурочку, Тимоти Олифант болтливого врунишку, а уж кем они окажутся на самом деле, лучше посмотреть самому.
Удивил Стив Зан. При таком раскладе сюжета, построенного на беспрерывном обмане, актёрская игра становится для этого рода кино едва ли не главным элементом. Зан — актёр, безусловно, хороший, но с намертво приклеенной маской паяца и молодёжного придурка. Здесь же ему приходится играть в совершенно другом амплуа. И ведь справляется.
В хорошем детективе главным является вовсе не то, кто убил сэра Генри и как уличить садовника. Хороший детектив отвечает на гораздо более существенный вопрос, а именно: почему люди совершают убийства. И иногда ответ бывает парадоксальным.