Этот год можно смело называть годом неординарной фантастики. И пусть не каждый фильм из длинного ряда сюрпризов сезона оказался приятным, но в целом кризис словно разом открыл для широкого зрителя тот ящик Пандоры, содержание которого до сих пор благополучно оставалось сокрытым в недрах локальных фестивалей малобюджетного кино. И если блокбастерный бюджет помешал тем же «Хранителям», по сути кино очень узкожанровому и рассчитанному на тонкого ценителя, произвести ожидаемый эффект разорвавшейся бомбы, то последовавшая за ними череда авторских проектов никому дотоле не известных граждан совершила такой брусиловский прорыв в большое кино, что обратного хода у господ продюсеров уже не получится.
И если «Район 9» совершил финансовый, а где-то даже эстетический подвиг, целый ряд ужастиков-полнометражек с крошечным бюджетом порвал все возможные шаблоны, угодив прямиком в широкий прокат, «Девять» напомнил, что не все полнометражки одинаково полезны, то камерная фантастика новичка Данкана Джонса (как это написано на русском постере, «сына Дэвида Боуи») напомнила нам всем, что не зря Тарковский и Кубрик снимали в своё время в жанре н/ф, для настоящего художника «жанр» — это просто инструмент, при помощи которого можно рассказать историю, которую иными средствами не расскажешь.
XXII век, лунная база, обслуживающая комбайны-сборщики изотопа гелий-3 с поверхности естественного спутника Земли. От бесперебойности работы этого хозяйства зависит энергетика планеты, давно исчерпавшей запасы углеводородных ископаемых. Персонал станции — один человек, которому помогает не сойти с ума видеолинк с Землёй и не слишком разговорчивый, зато очень заботливый бортовой компьютер. Срок контракта — три года. Три года полного одиночества в пластиковой пещере на поверхности безжизненного лунного ландшафта, а теперь ещё и в системе связи произошла поломка, мешающая общаться с родными в режиме прямого эфира, только отложенные видеопослания через сеть аварийных ретрансляторов и тикающий потихоньку хронометр, отсчитывающий время до отправки домой, где главного героя ждёт его семья.
И всё это было бы вполне прозаичным «производственным романом» о лунном комбайнёре, если бы не несчастный случай, произошедший на поверхности, где тебе некому помочь. Главный герой просыпается в стенах знакомой базы и ничего не помнит. Только один из комбайнов не движется, а под его гусеницей застыл один из двух штатных «луноходов». В нём обнаруживается некто, как две капли воды похожий на главного героя, он едва жив от сильной дозы облучения и травм, но его удаётся доставить на базу и вернуть в сознание.
С этого момента герметическая фантастика окончательно переходит в жанр герметического психологического этюда с небольшими элементами космического детектива и космического же триллера. Не ограниченный сверхзадачей отбить грандиозный бюджет, которого у фильма никогда и не было, Данкан Джонс с удовольствием пускается сам и погружает зрителя в историю о поисках самого себя, в которой любимец публики, тяготеющей к неширокому экрану, Сэм Рокуэлл самозабвенно играет людей, совершенно друг на друга не похожих, пусть и запертых в одной пластиковой консервной банке посреди моря разливанного гелия-3.
И на выходе получается не фильм про зловредные корпорации и одноразовых людей-винтиков, не фильм про «войну клонов», и уж точно не производственный роман. Это, если хотите, полуторачасовая история о ностальгии. Ностальгии по тому, чего не было, о людях без прошлого и без будущего, у которых есть только настоящее, о нас с вами.
При этом в отличие от любителя бесконечных трибьютов и оммажей Квентина Тарантино Данкан Джонс отнюдь не берёт на себя завышенную и полную известного самомнения миссию «приобщить» зрителя к давешней классике, его цитаты из «Космической одиссеи» и «Соляриса» — не самоцель, а лишь ещё один инструмент по увязыванию своего фильма в общее полотно классики мировой фантастики, тем более что молодой режиссёр оказывается в силах не только преклониться, но и поспорить с мэтрами, в частности очень удачно обыграв сложившийся стереотип «плохого компьютера», который в фильме нас удивит, и ещё как удивит.
Итак, ещё один многообещающий дебют состоялся, режиссёр уже работает над более масштабным проектом, мы же, пусть и в предельно узком прокате, имеем приятную возможность лицезреть в кинотеатрах фильм, если не обречённый попасть в список золотого фонда «серьёзной» кинофантастики, то уж точно составляющий определённую веху на пути возвращения оной на мировые экраны.